Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по предмету: История дизайна

Стилевые направления в европе. Формообразование перед 2 мировой Войной

20-е и 30-е годы были в Европе и в США време­нем, полным противоречий. На первый план в экономи­ке стало быстро выдвигаться машинное производство, а первая мировая война навсегда изменила структуру об­щества и общечеловеческих ценностей. Война и последовавший за ней экономический кризис принесли с собой в Европу массовую без­работицу, бедность и жилищные проблемы. Не­смотря на это, финансовая элита продолжала ве­сти свой привычный образ жизни, купаясь в рос­коши, ставя в центр общественной жизни культу­ру, общение, спорт и лихорадочные поиски удо­вольствий. Вторым после Парижа культурным и экономическим центром Европы становится сто­лица Германии Берлин.Двадцатые годы знамениты своей музыкой - джазом. Это время часто называют "Эпохой джаза". Вместе с музыкой из США в Европу пришли аме­риканские танцы и фильмы. Влияние фильмов, особенно голливудского образца, с их дорогостоящим оформлением исторических, танцевальных фильмов и фильмов-ревю распространялось на весь образ жизни, моду, дизайн и вопросы морали. Развитие коммуникаций, появление новых видов транспорта постоянно выдвигали перед формообразовани­ем новые задачи: проектирование первоклассных лайне­ров, дирижаблей и самолетов, шикарных отелей, киноте­атров и торговых домов.

При этом к оформлению таких новых радиотехни­ческих изделий, как радиоприемники, телефонные аппа­раты, первые телевизоры, предъявлялись такие же вы­сокие требования, как к рекламе, упаковке новинок кос­метики, предметов роскоши, парфюмерным флаконам, сигаретным коробкам. Это было не только время социаль­ного жилищного строительства, но и больших творцов моды Коко Шанель и Дж. Ланвин. Они стилизовали современную жизнь, как итальянские футуристы красо­ту скорости. Формообразование создавало не только сим­волы рациональности и прогресса, но и символы эконо­мической и политической власти. Женщины освободились от уз викторианской морали и стали принимать участие в раскованных ритуалах современной жизни наравне с мужчинами. Женщина за рулем автомобиля, изображенная на многочисленных плакатах, созданных лучшими художниками, такими как Тамара де Лемпицка, стала символом наступившего века. Одной из острейших проблем Европы после первой мировой войны был дефицит жилой площади: беднейшие слои населения, хлынувшие на заработки в города, нуж­дались в доступном жилье. Особо остро жилищная про­блема стояла в Германии.

Создание недорогого жилья стало основной целью архитектуры авангарда Германии межвоенного времени. Во Франкфурте под руководством Эрнста Мая была начата реализация программы жилищного строительства. Ее це­лью было создание «квартиры-минимум», существование в которой должно было быть настолько дешево, насколь­ко это вообще возможно. В рамках этой программы ар­хитектор Ф. Краммер спроектировал в 1925-26 гг. специ­ально для малогабаритных помещений недорогие и прак­тичные бытовые приборы, легкую вариабельную мебель из фанеры.

Настоящую революцию в жилищном строительстве произвела архитектор из Австрии Грете Шютте-Лихоцки, создав в 1927 году свою знаменитую модель "Фран­кфуртской кухни".

Шютте-Лихоцки считала, что традиционные кухни занимают много пространства, из-за чего стоимость квар­тиры значительно возрастает. Грете занялась скрупулезным анализом всех рабочих процессов, происходящих на кухне, тща­тельно измеряя все необходимые при этом движения домохозяйки и затрачиваемое на них время. Еще в 1921 году Шютте-Лихотцки писала: "Нужно просчитать каж­дый взмах руки и необходимое для этого время замерить секундомером; продумать все до миллиметра. Затем со­поставить данные, высчитать, нельзя ли сократить тре­буемые сегодня на определенную операцию десять дви­жений до восьми и т. д.". Результатом исследований и экспериментов Грете стало исключительно удобное и практичное рабочее пространство на минимальной площади (1,87x3,44 м). Принципу функциональности подчинялось и цветовое решение Франкфуртской кухни. Бежевые цвета кафельной плит­ки, мебельных ручек, торцов столешниц сочетались с глубокими синими цветами поверхностей мебельного гар­нитура. Специальными исследованиями было установле­но, что эти цвета отпугивают мух. Франкфуртская кухня стала первым прототипом современной кухни. Предложенные Шютте-Лихотцки встроенная мебель и оборудо­вание, принципы эргономичности, функциональности и рационального использования пространства являются в проектировании современного кухонного оборудования основополагающими. имела не только практи­ческую, но и идеологическую подоплеку. В своей твор­ческой деятельности она стремилась к новому социаль­ному обустройству, к раскрепощению женщины. Ее новая кухня стала доступной самым бедным слоям населения, создавала достойные условия жизни, и призвана была избавить женшин от излишней работы, предоставляя им больше времени для самообразования и духовного разви­тия. Франкфуртская кухня Шютте-Лихотцки стала своеобразным манифестом женской эмансипации.

В 1929 году в Берлине состоялась выставка «Деше­вая и красивая квартира». Новой задачей стало создание высотного жилого дома как городского жилища с многофункциональными обще­ственными пространствами, включая: кафе-бар, зоны ванной и места для занятий гимнастикой, место работы и настольных игр, книжную галерею. В 1930 году Валь­тер Гропиус показал на Парижской выставке декоратив­ного искусства проект таких многофункциональных про­странств с большим количеством стекла, воздуха и света. Посредством новых материалов - стек­ла и стали, аскетичных техногенных предметных форм Гропиус стремился передать ощущение жизни современ­ного индустриального города.

Простые аскетичные формы в начале 30-х гг. стали получать широкое распространение в организации инте­рьеров, символизируя новые прогрессивные отношения нарождающейся индустриальной эпохи, положение и вку­сы интеллектуальной элиты общества- (функционализм). Кресла из стальных труб, которые проектировали Мар­сель Бройер, Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье и другие лидеры функционализма, как нельзя кстати под­ходили этому новому человеку, живущему в большом городе, и который в середине 20-х годов в период подъе­ма перед мировым экономическим кризисом оценил сдер­жанную элегантность промышленных материалов. Интернациональный стиль

Новое формообразование, начатое в США Фрэнком Ллойд Райтом, в Европе - Адольфом Лоосом и Петером Беренсом, с середины 20-х годов сложилось в интерна­циональный язык форм в архитектуре и дизайне. Фун­кциональные формы Баухауза стали «интернациональ­ным стилем». Как и в архитектуре, в конце 20-х в проектировании мебели авторы тоже отказывались от декоративных ор­наментов, пропагандируя ясность, прозрачность, элеган­тность и рациональность. Наряду с такими лидерами интернационального стиля, как Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Марсель Бройер, одним из протагонистов совре­менности стал финский архитектор Алвар Аалто. Свои принципы свободного движения и элегантности Аалто воплотил в мебели из гнутой фанеры, которая в отличие от распространенной в то время мебели из металлических труб, создавала, по его мнению, ощущение большей теплоты (табуреты,кресла)