Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по предмету: История дизайна - Арт-Деко. Франция

Арт-Деко. Франция

Во Франции, где состоятельные слои буржуазии, несмотря на войну, не утратили своих позиций, развивал­ся декоративный стиль роскоши и убранства, который демонстрировал экономическую власть и высокий уро­вень жизни. Формообразование направления "Арт-Деко" находи­лось в прямой противоположности целям «современного движения». Его представители игнорировали массовое промышленное производство товаров, выдвигая на пер­вый план ручное изготовление эксклюзивных предметов в единичных экземплярах. В производстве таких изделий использовались ценные и дорогие материалы - змеиная кожа, слоновая кость, бронза, кристаллы и экзотическая древесина. Позже появились и экстравагантные комбина­ции с современными материалами: сталью, стеклом и пластиками. В своих произведениях художники Арт-Деко главное внимание уделяли не столько функциональности изделия, сколько его декорированию и орнаментации. Феномен французской культуры Арт Деко в 20-30-е годы находит большой отклик в Европе и за морем. со временем начал перенимать элементы "современного дви­жения", находя все больше выход в массовое производ­ство украшений. На рынке появились дешевые модные украшения, портсигары, радиоприемники или парфюмер­ные флаконы в классическо-геометрических формах, с экспрессивными зигзагообразными формами или богато орнаметированными инкрустациями и энтарсиями из пластмасс, которыми старались подражать дорогим изде­лиям ручной работы из слоновой кости или черепахи. Новации в области моды. "От кутюр"Родоначальником "От кутюр" (высокой моды) - со­здание моделей одежды как произведения искусства, является англичанин Фредерик Ворт (1825-1895), кото­рый впервые кроме индивидуальных заказов стал разра­батывать и показывать небольшие коллекции. Именно Ворт придумал знакомый нам всем манекен (стилизован­ный торс человека) для работы и демонстрации моделей. мода стала важной областью художественного творчества.

Первым модельером нового ХХ-го века и выдающим­ся реформатором женского костюма считается француз Поль Пуаре (1879-1944), освободивший женское тело от жестких корсетов, ставший диктатором моды, задающим не только фасон платья, но и стиль жизни. Впервые за последние 100 лет женщина получила возможность оде­ваться самостоятельно без помощи горничной, которая шнуровала корсет. Пуаре упразднил пышные прически, фальшивые локоны и шиньоны. Он учил женщин чув­ствовать, знать и любить свое собственное тело, демон­стрируя все новые и новые модели, рожденные неисто­щимой фантазией. Его платья самого простого фасона, сшитые из панбархата и тюля, в цветах, бисере, перла­мутре, в искусственном жемчуге и кружевах, предвосхи­щали композиции в стиле Арт-Деко.

В 30-годы Треть­им рейхом создавалась новая "народная культура", в центре которой была арийская семья. В рамках этой культуры появился "народный автомобиль" (фольксва­ген), "народный радиоприемник", Было создано специальное ведомство "Красота работы". В представительской архитектуре общественных зда­ний Германии все больше начинал господствовать мону­ментальный псевдоклассицизм (государственный стиль канцелярии). В ходе приготовлений к войне мебель стали изготавливать исключительно из дерева или клееной фанеры, так как сталь в Германии, начиная с 1935-36 годов использовалась только для нужд военной индуст­рии.

Основные направления формообразования в период формирования промышленного производства

XX век — век технической революции. Перед художниками-конструкторами встала задача разработать для массового производства красивые, удоб­ные и надежные станки, механизмы, транспортные средства и предметы быта. В разных странах одновременно шли поиски в этом направлении, идеи носились в воздухе. В 1919 г. в Германии была создана высшая школа «Баухауз», где наряду с проектированием начали разрабатывать эстетику функционализма. Велись поиски принципов формообразова­ния в бытовой среде и архитекту­ре. В данном случае речь идет о це­ленаправленном формировании всей окружающей человека пред­метной среды. Уникальность «Баухауза» заклю­чалась в том, что эта школа была одновременно производственны­ми мастерскими и учебным заве­дением. В интернациональную по своему составу группу преподава­телей входили крупные художни­ки и архитекторы. Воспитание нового поколения художников-конструкторов не мыслилось вне тесной связи с живой практикой промышленного производства. Новаторским был и сам прин­цип художественной подготовки. Для привлечения пластических искусств на службу промышлен­ности студенты овладевали тон­костями восприятия, формооб­разования и цветоведения. Поэто­му кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования на всех курсах шло постоянное экспериментирование, в процессе которого сту­денты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в му­зыке изучают контрапункт, гармонию, инструментовку). «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий. Студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства. Техническая подготовка дизайнеров под­креплялась изучением станков, технологии обработки металла и других ма­териалов.Изделия «Баухауза» несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графи­ки и скульптуры 20-х гг. с привлечением элементов кубизма, разложением общей формы на составляющие ее геометрические тела. Образцы предметов из дерева и металла, выполненные в стенах школы, отличает геометризм. Все переходы от одной формы к другой предельно обнажены, все подчеркнуто контрастно и заострено.Дизайнеры искал конструктивность вещи даже там, где, казалось бы, нелегко было ее найти, например в посуде. Чайники могли быть скомпоно­ваны из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом варианте — из полукружия, полусферы и цилиндров. Напряженные поиски новых неожи­данных и смелых конструктивных решений были связаны, прежде всего, с мебельным производством. Главной задачей обучения была разработка для промышленности моделей утилитарных вещей повседневного обихода с учетом новейших достижений, как техники, так и современного искусства. Все процессы формообразова­ния строго увязывали с технологией индустриального производства, с но­вейшими конструкциями и материалами. Во многих случаях образцо­вые предметы «Баухауза», действительно отличавшиеся новизной, удачным сочетанием функционального и эстетического начал, оказывали стимулиру­ющее влияние на само производство.«Баухауз» просуществовал тринадцать лет — вплоть до 1933 г., после при­хода к власти фашистов он был закрыт как «вредное для культуры» учрежде­ние. Под влиянием «Баухауза» в последующие годы в работе над формой вещи все большее внимание уделяется самой конструкции, которую начинают расценивать как чуть ли не единственную носительницу функциональных и эстетических качеств. Эта тенденция получила свое окончательное выраже­ние в конструктивизме. А чрезмерное подчеркивание в вещи утилитарности, привело к появлению функционализма.