Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки: дизайн периодических изданий - Формообразующие факторы

Формообразующие факторы:

  • внутренние (типологический, конкурентный и эстетический),
  • внешние (технологи­ческий, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский),
  • личностные (субъективный фактор).

типологический формообразующий фактор.

Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую назы­вают главным типоформирующим признаком. Также особое место при форми­ровании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естествен­но, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других. ТФ под­разделяют на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

К объективным факторам можно отнести:

  1. общественно-экономическую формацию;
  2. тип общества;
  3. социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стра­не и регионе (ареале распространения);
  4. конъюнктуру информационного рынка;
  5. своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет на­селения);
  6. технологический фактор (уровень развития информационных техноло­гий, компьютерной и полиграфической техники);
  7. международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).

К объективно-субъективным факторам:

  1. цель (политическая; экономическая; «престижная»);
  2. экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на не­зависимость издания модель предполагает наличие учредительного до­говора и целого набора других документов);
  3. тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.);
  4. профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной мис­сии журналистики);
  5. характер информирования (объективный, объективированный, субъек­тивный, или безоценочный, оценочный, смешанный);
  6. авторский состав;
  7. целевая читательская аудитория;
  8. внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики);
  9. жанры и формы подачи материалов;
  10. реклама;
  11. география материалов;
  12. язык и стиль;
  13. дизайн;
  14. объем;
  15. тираж,;
  16. периодичность.

Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мас­терство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, ди­зайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность).

Продумывая дизайн, следует прежде всего учитывать тип издания. Некоторые разновид­ности газет и журналов заметно отличаются по внешнему виду (детские — де­ловые), в других различия в форме минимальные. В дизайне возможны заимствования, но требования к созданию оригинального, незаемного «лица» со­храняются. Важно сохранить общие типологические особенности, но при этом привнести в дизайн и нечто эксклюзивное. Требование фирменности диктуется следующим формообразующим фак­тором — соревновательным, или конкурентным.

Не менее важен эстетический фактор, проявляющийся в том, что каждый дизайнер, даже начинающий, творит по законам эстетики, ориентируясь на категории пропорции, равновесия, ритма, контраста и др.

Внешние факторы - технологический. С начала девяностых годов российская периодика стала издаваться на основе новых компьютерных технологий. С того времени верстка периодических изданий осуществляется на редакционном компьютере, а в типографию для печати доставляется либо пленка (калька), либо файл верстки (на дискетах, по линиям связи). Электронно-лазерный набор уменьшил число клавиатурных процессов, наступила эпоха персональных компьютеров. И не просто компью­теров, а целой системы автоматизированных рабочих мест — устройства вво­да, автоматизированного рабочего места редактора со сканерами, лазерными принтерами, средств печати по каналам связи.

Рекламный фактор. Журналисты рассматривают рекламу как один из основных источников финансирования, как особую — коммерческую — разновидность информации, требующей специфического, более яркого, фирменного в каждом конкретном случае оформления. Реклама благотворно влияет на дизайн газет/журналов в целом, поскольку рекламодатели, требуя броской рекламы, понуждают дизай­неров находить все новые и новые приемы дизайна, добиваться адекватной передачи фирменных цветов, фотоизображения, отличной печати. То есть ре­дакционная техника, программное обеспечение и полиграфическое оборудо­вание должно соответствовать мировым стандартам. Сегодня, когда в издани­ях на равных представлены и редакционная, и рекламно-справочная части, этот факт нельзя не учитывать при создании композиционно-графических моделей газет и журналов.

Специфичность отечественной прессы диктуется также ментали­тетом наших журналистов и аудитории, особым психотипом, важнейшие черты которого — художественность, импульсивность, эмоциональность, интроверти-рованность, релятивность. Все это находит отражение в дизайне газет и журналов, учитывающем националь­но-традиционный и читательский факторы.

Личностный фактор: графика газеты/журнала будет тем более продуманной с эстетической и функциональной сторон, чем более профессио­нально выполняют свою работу все участники формообразовательного процес­са — от макетчика до печатника.