Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

История и философия науки. Часть 1 - Понятие личностного знания в философии М. Полани.

Cмотрите так же...
История и философия науки. Часть 1
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
Постпозитивистская традиция в философии науки.
Критический рационализм К. Поппера.
Методология исследовательских программ Лакатоса.
Концепция научных парадигм Т. Куна.
Методологический анархизм П. Фейрабенда.
Понятие личностного знания в философии М. Полани.
Интернализм и экстернализм в историко-научном объяснении.
Возникновение науки.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретич. науки.
Становление эксперимен­тального метода и его соединение с математическим описанием приро­ды: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
Возник­новение дисциплинарно организованной науки и ее технологическое применение. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук.
Наука и практика.
Научное знание как система.
Структура научного знания.
Классификация наук.
Проблема периодизации истории науки.
Дифференциация и интеграция наук
Математизация научного знания
Спор о природе познания: эмпиризм и рационализм
Общая характеристика эмпирического уровня научного познания.
Общая характеристика теоретического уровня научного познания.
Структура и функции научной теории
Единство эмперического и теоретического
Проблема математизации теории
Эволюция учения о методе в истории философии
Классификация методов научного познания
Общенаучные методы и приемы исследования
Основные модели соотношения философии и частных наук.
Функции философии в научном познании
Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность
Научная картина мира, ее исторические формы и функции
Понимание и объяснение.
Теория познания и социология знания
Возрождение философского реализма и его значение для философии науки
Теоретическое и повседневное в основаниях научного знания
All Pages

 

Понятие личностного знания в философии М. Полани.

Полани Майкл (1891 – 1976) – англ. ученый, известный своими работами в области философии науки. Выходец из Венгрии. С 1933 г жил в Великобритании, где занимал должность профессора физической химии и социальных наук в Манчестерском университете.

Полани принадлежит ряд оригинальных работ по философии и социологии науки, из которых наиболее известна книга «Личностное знание» (1958). Ее центральная идея состоит в следующем. Наука делается людьми, овладевшими соответствующими навыками и умениями познавательной деятельности, мастерством познания, которые не поддаются исчерпывающему описанию и выражению средствами языка. Поэтому артикулированное научное знание, в частности то, которое представлено в текстах научных статей и учебниках, - это находящаяся в фокусе сознания часть знания. Восприятие смысла всего этого невозможно вне контекста периферического, неявного знания.

Сходным образом дело обстоит и в актах личностного познания. Смысл научных утверждений определяется неявным контекстом скрытого знания, которое имеет инструментальный характер, «знания как это делается», знания-умения в своих глубинных основах задаваемого всей телесной организацией человека как живого существа. Таким образом, смысл научного высказывания неотделим от инструментального знания. А также неотделим от личностной уверенности в истинности, которая вкладывается в научное суждение. Речь идет о том, что процесс «считывания» и артикуляции смысла, находящегося в фокусе сознания, невозможен без целостного, недетализируемого в данный момент, а потому и неартикулируемого контекста. Сторонники Полани называли его позицию «посткритическим рационализмом»: а) науку делают люди; б) люди, делающие науку, не могут быть отделены от производимого ими знания; в) эпистемология «личностного знания» несет мотив научного опыта, как внутреннего переживания.