Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Эстетика - Общая картина эстетической тематики эпохи Просвещения

Cмотрите так же...
Эстетика
Периодизация истории эстетической мысли
Структура эстетического сознания
. Виды эстетической деятельности. Определение дизайна
Классификация эстетических категорий
Особенности и периодизация античной эстетики
Эстетика досократиков
Диалоги Платона о прекрасном, о взаимоотношении искусства и государства
Аристотель о прекрасном, об иск-ве и его классификации
Характерные черты эстетики эллинизма
Период Средневековья и особенности средневекового эстетического сознания
Гуманистическая эстетика эпохи Возрождения
Эстетические принципы маньеризма, барокко, классицизма
Общая картина эстетической тематики эпохи Просвещения
Эстетические взгляды Шефтсбери, Хатчесона
Учение о вкусе Э.Берка и Д.Юма
Просветительский реализм Дидро
Вольтер о прекрасном , о гении
Руссо об искусстве, нравственности, вкусе
Основные идеи эстетики немецких просветителей
Четыре логических принципа рассмотрения «прекрасного» Кантом
Учение о художественном гении И.Канта.
Работа Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании»
Эстетическая концепция романтизма
Учение о прекрасном, о трех стадиях развития искусства Гегеля.
Творцы искусства и эстетическое восприятие, по А. Шопенгауэру
Ф.Ницше: «аполлоновское» и «дионисийское» в искусстве и культуре.
Особенности и периодизация эстетической мысли в России
Россия XI-XVI вв. Особенности средневекового эстетического сознания.
Россия XVII век. Новые формы и принципы художественно – эстетического сознания.
Россия XVII век. Эстетика слова. Возникновение театра.
Россия XVII век. Музыкальная эстетика, теория живописи.
Россия XVIII век. Утилитарно-прикладной характер эстетики.
Творчество М.В. Ломоносова и идеи классицизма.
Сентиментализм Н.М. Карамзина (1766-1826)
Славянофилы – философия и эстетика
Понятие «идеал» в работах В.Белинского, как отражение его демократических взглядов.
Основные идеи работы Н. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности»
Отношение Д.Писарева к эстетике, как науке.
Эстетика общества «Мир искусства»
Характеристика отечественной философии и эстетики конца 19 – начала 20 вв.
Н. Бердяев о культуре, искусстве и творчестве.
П. Флоренский об искусстве и эстетике.
Марксистско-ленинский этап в развитии эстетики в России
Искусство и его основные принципы
Особенности современного художественно – эстетического сознания
Концепция современной культуры
Современные эстетические категории
Феноменология искусства. Авангардизм.
Феноменология искусства. Модернизм.
Феноменология искусства. Постмодернизм.
Проблемы художественно – эстетического воспитания и образования
All Pages

 

Общая картина эстетической тематики эпохи Просвещения

 

Эстетика европейского Просвещения. Эстетические теории эпохи Просвещения сформировались в период ранних буржуазных революций XVII-XVIII веков и являются частью идеологии и культуры своего времени. Просветители полагали, что переустройство отжившей общественной системы должно быть осуществлено путем распространения передовых идей, посредством борьбы с невежеством, религиозным дурманом, средневековой схоластикой, с антигуманной феодальной моралью, с искусством и эстетикой, которые отвечали запросам верхушечных слоев феодально-абсолютистского государства.

При всей прогрессивности просветители не могли выйти за пределы своей эпохи. В происках гармонического общества просветители опирались на некоего абстрактного «гражданина», на его политическое и нравственное сознание, а вовсе не на того реального человека, который в действительности формировался при капитализме.

Просветители путем морально-политического и эстетического воспитания пытались достичь преобразования общества на принципах равенства и справедливости. Они достаточно отчетливо осознавали тот факт, что существуют противоречия между частными и общественными интересами, между личными устремлениями и долгом, между личностью и обществом. Разрешить эти противоречия они надеялись в значительной степени благодаря эстетическому воспитанию. Отсюда у них возникло убеждение, что эстетическое начало способно смягчить врожденный эгоизм людей, превратить человека в «индивида».

С точки зрения воспитания «гражданина», нового человека просветители рассматривали основные понятия: прекрасное, возвышенное, гармония, грация, вкус (Берк, Дидро); в том же духе трактовались проблемы сущности и социальных функций искусства, художественного конфликта, характера, правды в искусстве и так далее. Лейтмотивом эстетических концепций Просвещения явилась защита искусства высокого гражданского пафоса, принципов реализма и гуманизма. О соотношении прекрасного и нравственного рассуждал Шефтсбери.

В трактовке категорий эстетики просветители исходили из принципов сенсуализма, выступающего таким направлением в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. Классическая формула, характеризующая сенсуализм, принадлежит стоикам: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

5. Теоретическое оформление предмета эстетики. Зачинателем немецкой эстетики Просвещения и «крестным отцом» самостоятельного раздела философского знания явился Баумгартен. Его гносеологическая система распадалась на два раздела: эстетику и логику. Первая представляла собой теорию «низшего», чувственного познания, вторая – высшего, «интеллектуального». Для обозначения низшего знания он и избрал термин «эстетика», что одновременно трактовалось как ощущение, чувство и познание. Следовательно, если логика является наукой об интеллектуальном познании, то есть законах и формах мышления, то эстетика – наука о чувственном познании. Соответственно существуют два вида суждений: «логические» и «сенситивные» (чувственные). Первые покоятся на отчетливых представлениях, вторые – на смутных. Те, которые покоятся на ясных представлениях, он называет суждениями разума, а основывающиеся на смутных представлениях – суждениями вкуса. Суждения разума дают нам истину, суждения вкуса – прекрасное. Объективной основой суждения разума и суждения вкуса является совершенство, то есть соответствие предметов своему понятию.

6. Сущность и общественное назначение искусства в эпоху Просвещения. Сущность искусства усматривал в подражании природе  немецкий просветитель Винкельман. Подражание прекрасному в природе может быть либо направлено на какой-либо единичный предмет, либо собирает воедино наблюдения над целым рядом единичных предметов. В первом случае получается похожая копия, портрет, во втором – идеальное изображение. Второй путь Винкельман считает более плодотворным. Здесь художник выступает не в роли копииста, а настоящего творца, ибо прежде, чем создавать изображение, он составляет общее понятие о красоте и затем следует ее прообразу. Идеальная красота превосходит обычные формы материи, преодолевает их ограниченность.