Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Эстетика - Славянофилы – философия и эстетика

Cмотрите так же...
Эстетика
Периодизация истории эстетической мысли
Структура эстетического сознания
. Виды эстетической деятельности. Определение дизайна
Классификация эстетических категорий
Особенности и периодизация античной эстетики
Эстетика досократиков
Диалоги Платона о прекрасном, о взаимоотношении искусства и государства
Аристотель о прекрасном, об иск-ве и его классификации
Характерные черты эстетики эллинизма
Период Средневековья и особенности средневекового эстетического сознания
Гуманистическая эстетика эпохи Возрождения
Эстетические принципы маньеризма, барокко, классицизма
Общая картина эстетической тематики эпохи Просвещения
Эстетические взгляды Шефтсбери, Хатчесона
Учение о вкусе Э.Берка и Д.Юма
Просветительский реализм Дидро
Вольтер о прекрасном , о гении
Руссо об искусстве, нравственности, вкусе
Основные идеи эстетики немецких просветителей
Четыре логических принципа рассмотрения «прекрасного» Кантом
Учение о художественном гении И.Канта.
Работа Ф. Шиллера «Письма об эстетическом воспитании»
Эстетическая концепция романтизма
Учение о прекрасном, о трех стадиях развития искусства Гегеля.
Творцы искусства и эстетическое восприятие, по А. Шопенгауэру
Ф.Ницше: «аполлоновское» и «дионисийское» в искусстве и культуре.
Особенности и периодизация эстетической мысли в России
Россия XI-XVI вв. Особенности средневекового эстетического сознания.
Россия XVII век. Новые формы и принципы художественно – эстетического сознания.
Россия XVII век. Эстетика слова. Возникновение театра.
Россия XVII век. Музыкальная эстетика, теория живописи.
Россия XVIII век. Утилитарно-прикладной характер эстетики.
Творчество М.В. Ломоносова и идеи классицизма.
Сентиментализм Н.М. Карамзина (1766-1826)
Славянофилы – философия и эстетика
Понятие «идеал» в работах В.Белинского, как отражение его демократических взглядов.
Основные идеи работы Н. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности»
Отношение Д.Писарева к эстетике, как науке.
Эстетика общества «Мир искусства»
Характеристика отечественной философии и эстетики конца 19 – начала 20 вв.
Н. Бердяев о культуре, искусстве и творчестве.
П. Флоренский об искусстве и эстетике.
Марксистско-ленинский этап в развитии эстетики в России
Искусство и его основные принципы
Особенности современного художественно – эстетического сознания
Концепция современной культуры
Современные эстетические категории
Феноменология искусства. Авангардизм.
Феноменология искусства. Модернизм.
Феноменология искусства. Постмодернизм.
Проблемы художественно – эстетического воспитания и образования
All Pages

 

Славянофилы – философия и эстетика

 

Философская мысль в России формировалась под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой Руси, ее христианизация сыграла важную роль в становлении русской философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником произведения киевского философа-митрополита Иллариона, давшего философско-историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца Х – начала IX в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой истории, об историческом назначении принятия им христианства (“Слово о законе и благодати”, “Молитва”, “Исповедание веры”). Этот же вопрос волновал и славянофилов, яркими представителями которых были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Н.С. Аксаков, И.С. Аксаков. Славянофильство – это своеобразное направление в русской философии, оказавшее значительное воздействие на развитие русской мысли.

В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания, тем более что западная культура, по их мнению, уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве “обманутой надежды” и “безотрадной пустоты”. По словам В. Соловьева, славянофилы, представляя всю западную историю как плод человеческого злодейства, имели в этом ложном представлении достаточное основание для негодования и вражды. Но ожесточенно нападать на заведомые следствия естественной необходимости – хуже, чем бить камень, о который стукнулся. В критике ранней буржуазной цивилизации славянофилами были усмотрены негативные, нарушающие внутренний душевный лад, деморализующие факторы человеческого бытия. Отсюда славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществ, проявившееся, например, в учении об иерархической структуре души и о ее “центральных силах” (Хомяков) или о “внутреннем сосредоточии духа” (Киреевский).

Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, - “волящий разум”, или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира, или “волящий разум”, может быть познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой “разумной зрячестью” или “живознанием”, исходным началом которых является “народная вера”, религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.

Славянофильская философия – элемент русской духовной культуры XIX века и одновременно важный и необходимый этап ее развития, без которого не представим сложный и противоречивый процесс самоопределения отечественной культурной традиции. Социология и общественно-политическая теория славянофилов, их философия истории, культурология, философско-антропологическая концепция – все это, говоря словами В. Белинского, отразило “потребность русского общества в самостоятельном развитии” и, можно добавить, внесло свой вклад в формирование неповторимого облика русской культуры прошлого века, бесспорно, отличающейся “лица не общем выраженьем” в бесконечном и многообразном культурном мире человеческой истории.

Во взглядах славянофилов много утопичного, ряд идей устарел. И не смотря на то, что славянофильству неоднократно наносили “смертельные удары” и объявляли это учение “архаическим хламом”, оно оставалось элементом общественной жизни, во многом способствующем развитию русского национального самосознания и культуры. Можно согласиться с В.В. Розановым, можно его отвергать, но его оценку славянофильства трудно обойти, а он писал: “Друзья мои: разве вы не знаете, что любовь не умирает, а славянофильство есть просто любовь русского к России. И она бессмертна”.

Эстетические воззрения славянофилов представляют собой своеобразное развитие консервативных тенденций русского. романтизма. Основными вехами формирования их как некоторой теоретической целостности были программные статьи А. С. Хомякова «О старом и новом» (1839), И. В. Киреевского «В ответ А. С. Хомякову» (1839), магистерская диссертация К. С. Аксакова «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846), в которых обосновывалась особая философия поэзии и поэтика слова применительно к русскому языку и литературе. Находясь под влиянием идей западноевропейских и особенно русских романтиков, славянофилы рассматривали мир не как совокупность готовых форм, а как процесс бесконечного становления, которое является творческой духовной деятельностью символического характера, воплощающего внутреннее во внешнем. Так, Хомяков полагал, что «искусство истинное есть живой плод жизни, стремящейся выражать в неизменных формах идеалы, скрытые в вечных изменениях». Общность позиции славянофилов с романтизмом просматривается также в сходстве симпатий к философским воззрениям позднего Шеллинга. Восприняв шеллингианскую эстетическую концепцию, славянофилы выдвинули в качестве главной посылки своих рассуждений примат искусства и полную автономию творящего сознания. О романтическом характере эстетики славянофилов свидетельствуют и такие ее основополагающие принципы, как пристальное внимание к народности и историзму, стремление к религиозно-идеалистическому обоснованию искусства, идея символизма художественной формы. В то же время абсолютизация славянофилами принципа народности обусловила острую критику индивидуализма, как одной из характеристик западного мировосприятия. Кроме того, религиозно-идеалистическая доктрина славянофилов приняла формы православной религиозности, которая в сочетании с гипертрофированным пониманием народности привела их к идее соборности. Славянофильская эстетика касалась многих узловых проблем художественного творчества: понятий о природе прекрасного, эстетического идеала, трагического и комического, сущности искусства и его функций, творческого метода и критериев значимости художественных произведений. В соответствии с общей тенденцией критики эстетизма в рус. художественной культуре XIX в., С. стремились преодолеть умозрительный подход к оценке явлений искусства и рассматривали эстетические вопросы в их отношении к нравственной и социальной проблематике русской действительности. Много внимания славянофилы уделяли анализу свободы художественного творчества, которое, как полагал А. С. Хомяков, «в самом себе... находит оправдание и цель,». Призвание словесности служить вечной красоте не снимает, согласно славянофилам, с нее обязанности обличать общественное несовершенство и врачевать общественные язвы. Поэт для настоящего, как историк для прошлого, является, по Киреевскому, носителем народного сознания. Самобытность русского народного сознания славянофилы усматривали в его религиозности, приверженности к патриархально-общественным началам. Славянофилы были убеждены, что прошло время подражаний в рус. искусстве, что формы, воспринятые извне, не могут служить выражением духа русского народа, его духовная жизнь должна выражаться в формах, созданных ею самой. Славянофилы в своей эстетической теории проводили мысль о том, что общая цель искусства есть некое спокойствие, созерцание, посредством которого облагораживается существование человека и возрастает его нравственный потенциал. Искусство и любовь (как специфическая форма познания) возвышают человека, облагораживают его душу. Славянофилы утверждали, что искусство — не прихоть и не временная забава души, а выражение ее внутренней деятельности, заключившей свои идеалы в стройные законы красоты. Путь проникновения искусства в человеческую душу происходит через чувство верующей и не знающей сомнений любви, т. к. художественные произведения— не что иное, как «гимн любви». В вопросе происхождения искусства наиболее явственно проявилась религиозная основа эстетической концепции славянофилов. Его теоретики постоянно подчеркивали, что искусство своим происхождением обязано религии. Эти воззрения были обусловлены философским теизмом славянофилов, который в своих истоках восходил к греческой патристике и византийской церковности. Позитивной особенностью эстетики славянофилов было требование применения принципа историзма к анализу произведений искусства и к процессу художественного творчества. Если философия в своем сознании тождества бытия и мышления обратилась к примирению умозрения с жизнью, а математика сосредоточилась на частных приложениях, то поэзия как выражение всеобщности человеческого духа призвана, по мнению славянофилов, сосредоточиться на историческом осмыслении действительности. Будучи восприемницей идей западноевропейского и русского романтизма, славянофильская эстетика развила его консервативные стороны, особенно в лице поздних славянофилов, почвенников и др. представителей идеалистической мысли XIX—начала XX в.