Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1
Аналитическая философия науки
Феноменологическая философия науки.
Постмодернистская философия науки. Работа Лиотара «Состояние постмодернизма»
Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».
Работа И.Лакатоса «Фальсификация и методология исследовательских программ»
Наука как социокультурный феномен
Научное познание как вид человеческого познания
Возникновение науки и этапы ее формирования.
Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.
Роль христианской теологии в развитии европейской учености
Возникновение экспериментального математизированного естествознания в Новое время
Общая структура научного знания. Проблема классификации наук.
Структура и методология эмпирического знания
Структура и методология теоретического знания
Методологические основания современного научного познания.
Структура и этапы научного исследования
Научная картина мира и ее эволюция
Проблема истины в научном познании
Логика и модели исторического развития научного познания
Научные традиции и научные революции.
Культурно-исторические типы рациональности
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки
Этика науки.
Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
All Pages

Философия и наука. Предмет философии науки.

 

Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п. Многолетний спор Ф и Н о том, в чем больше нуждается о-во – в Ф или Н, какова их взаимосвязь породил мн- во точек зрения и интерпретаций этой проблемы.

1.Спец. науки служат отдельным потребностям об-ва: технике, экономике, обучению. Они изучают свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Ф же интересует мир в целом, она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на ?: «что есть сущее, поскольку оно есть», т.е Ф это наука о первоначалах и первопричинах.

2. Свои выводы Н формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки отношение ученого к изучаемым явлениям. Мир глазами ф-фа это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие. Ф-ий разум должен определить свое отношение к миру. основной ? Ф формулируется как ? об отношении мышления к бытию (чел-ка к миру).

3. Ни один из узких специалистов в процессе научно-исслед-ой д-ти не задается ? как возникла его дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Ф же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно ф-го.

4. Н - это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нов. знания. Цель Н - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Ф основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилиза­ции, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык и др.

Специфика понятийного аппарата Ф и Н

1.в Ф важен не только достигнутый рез-т, но и путь к этому р-ту. Т. к. путь (т.е. процесс постижения последнего) и является специфическим способом обоснования результата. Н реализует строгую форму организованности, Ф же всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений

2. В Н по традиции принимается прогрессивное постепенное движение вперед, т. е. развитие на основе накопления уже полученных результатов. Ф применяет свой особый метод рефлексий-методоборачивания на себя. Это движение, предполагающее возвращение к исходным предпосылкам и обогащение новым содержанием.

3.В соотношении Н и Ф очевидны различия в понятийном аппарате. Язык Ф отличается от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета Ф язык- это язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости.

4. Усли конкретно-науч. дисц-ны могут развиваться, не учитывая опыт других форм обществ. сознания, то Ф опирается на совокупный опыт дух-го разв-ия чел-ва, всех форм общ-го сознания:Н, ис-ва, религии, права.

5 В Н ценностно-человеческий аспект отнесен навторой план, в Ф наоборот.Протагор «человек-есть мера всех вещей»

6.В Ф ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая ф. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики

О статусе научности Ф

1.Н-ое знание претендует на адекватное отражение действительности и выступает от имени истины. Н-ое знание обладает объективностью и универсальностью и претендует на общезначимость.

2. Все н-ые знания должны отвечать определенным стандартам. Во всем реальном массиве законов, теорий и концепций существует закон достаточного основания. Согласно ему ни одно положение не может считаться истинным. если оно не имеет достаточного основания. Этот закон достаточного основания является логическим критерием отличия знания от незнания.

3. Н видит реальность как совокупность причинно обусловленных естественных событий, охватываемых закономерностью. Н ратует за естественный порядок, который может быть выражен законами естественных наук. Ф-ие теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента они исключительно зависимы от личности мыслителя.

Если проводить соотношение Н и Ф, имея в виду структурные параметры, в частности то, что Н включает в свою структуру субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты то такая структурность не чужда и философии. Но Ф обогащает, данную структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного. Средства, представленные категориальным аппаратом философии обладают статусом всеобщности и необходимости. Результат включает в себя рефлексию не только по поводу достижения отдельной, частной проблемы, но одновременно и по поводу его значимости для общества

В ответ на потребность осмыслить статус и социокультурные функции науки в условиях НТР возникла новая молодая дисциплина философия науки, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. позитивистов. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания, независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарной тематики. Философа науки интересуют модели развития науки, «алгоритм открытия», методы исследования. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявляет основные особенности и закономерности ее развития, расширяет границы рациональности.