Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1 - Аналитическая философия науки

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1
Аналитическая философия науки
Феноменологическая философия науки.
Постмодернистская философия науки. Работа Лиотара «Состояние постмодернизма»
Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».
Работа И.Лакатоса «Фальсификация и методология исследовательских программ»
Наука как социокультурный феномен
Научное познание как вид человеческого познания
Возникновение науки и этапы ее формирования.
Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.
Роль христианской теологии в развитии европейской учености
Возникновение экспериментального математизированного естествознания в Новое время
Общая структура научного знания. Проблема классификации наук.
Структура и методология эмпирического знания
Структура и методология теоретического знания
Методологические основания современного научного познания.
Структура и этапы научного исследования
Научная картина мира и ее эволюция
Проблема истины в научном познании
Логика и модели исторического развития научного познания
Научные традиции и научные революции.
Культурно-исторические типы рациональности
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки
Этика науки.
Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
All Pages

 

Аналитическая философия науки

 

Причины возникновения АФ

АФ – это философствование посредством детального анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый передний план. Основанием этого являются

1.трудности, с которыми имели дело математики в начале XX века. В науке образцом строгости всегда считалась математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также Ф. Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу, что прежняя Ф устарела, в ней не меньше путаницы, чем в математике.

2. аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских университетах начала XX века. Для анг. ф-ов всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность, антисхоластичность. Было признано, что идеализм несостоятелен. Ясность Ф связывалась с языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и непроверяемо. Джон Мур и Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили в центр ф-го анализа не искусственные языки математики и логики, а естественный язык.

Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур.

Идеи:

-Фреге и Рассел считали, что здравая Ф является логикой, ибо она начинается с
объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это — задача логики.

-Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т.е. она имеет языковой характер. Первые ф-ие ?: что есть слово? что есть предложение?

- По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Часть логической путаницы заключается в отождествлении значения имени и его смысла.

-Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать ложных представлений (по Расселу). Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям,
неопределимым в терминах.

-Мур выступал в защиту здравого смысла в Ф

-Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.
Основные положения АФ

1.Язык- граница мышления и действия. Язык дает полнейшую информацию о мышлении и действии. 2. Язык имеет логическую форму.3.Значение слова есть факт, который оно обозначает (ранний Витгенштейн). 4.Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витгенштейн). 5. Истинность синтетических предложений проверяется их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма). 6.Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неистинность синтетических предложений (принцип фальсификации). 7. Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру. 8. В процессе роста научного знания происходят научные революции. 9. Добро-это эмоция (тезис неопозитивистов). 10. Добро это предложение, жизненность которого определяется последствиями его применения (тезис неопозитивистов). 11. Ф не является наукой (тезис неопозитивистов). 12.Ф научна (тезис постпозитивистов). 12.Ф — это прояснение содержания языковой деятельности человека.