Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1 - Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии науки. Общие проблемы философии часть 1
Аналитическая философия науки
Феноменологическая философия науки.
Постмодернистская философия науки. Работа Лиотара «Состояние постмодернизма»
Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».
Работа И.Лакатоса «Фальсификация и методология исследовательских программ»
Наука как социокультурный феномен
Научное познание как вид человеческого познания
Возникновение науки и этапы ее формирования.
Социальные и культурные условия возникновения первых форм теоретического познания в Античности.
Роль христианской теологии в развитии европейской учености
Возникновение экспериментального математизированного естествознания в Новое время
Общая структура научного знания. Проблема классификации наук.
Структура и методология эмпирического знания
Структура и методология теоретического знания
Методологические основания современного научного познания.
Структура и этапы научного исследования
Научная картина мира и ее эволюция
Проблема истины в научном познании
Логика и модели исторического развития научного познания
Научные традиции и научные революции.
Культурно-исторические типы рациональности
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Основные черты, тенденции и перспективы развития современной науки
Этика науки.
Наука и становление общества основанного на знаниях. Роль научного образования.
Историческое развитие институциональных форм научной деятельности
All Pages

 

Работа Э.Гуссерля «Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология».

 

Последним сочинением Гуссерля стала работа “Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология” (опубликована посмертно в 1954 г.). Кризис заключался не в научности как таковой, а в значении, которые имели науки для человеческого существования. Исключительность, писал Гуссерль, которая была придана во второй половине XIX века позитивным наукам, и ослепленность мнимым “процветанием”, из них якобы проистекавшим, означали вместе удаление от проблем, решительно важных для подлинной человечности. Чисто фактологические науки создавали посредственного человека-факт.

Натурализм и объективизм становятся объектом критики Гуссерля. Где и когда доказано, что иной истины, кроме научной, нет и не может быть? На чем основана уверенность, что научно описанный мир реален? Наука картезианского типа исключила в принципе проблемы, наиболее сложные и неотвратимые в контексте человеческого существования, отдав их на произвол судьбы. Что может сказать наука по поводу разумности и неразумности поведения человека и мира, его окружающего? По поводу нас как субъектов свободного выбора? Ясно, считает Гуссерль, науке чистых фактов, абстрагируясь от какого бы то ни было субъекта, нечего сказать об этом.

Упразднение философской интенциональности означало редукцию рациональности к научной ее форме. Научно-категориальное вытесняет докатегориальное, то, что Гуссерль называет “жизненным миром” (Lebenswelt). Это область исконно человеческих “смысловых формаций”, предшествующих рождению науки и не исчезающих с ее развитием. Ученые не могут не считаться с их присутствием. Мир перцепций остается на плечах геометрии. Историк, анализирующий документ, не может абстрагироваться от коммуникативной и смысловой интенциональности.

Таким образом, драма современной эпохи началась с Галилея. Галилей выделил из жизненного мира физико-математическое измерение, и это измерение стали считать конкретной жизнью. Признавая значение науки и техники, философия должна сохранить за собой историческую традицию, не допускать технической фетишизации истории и науки. Феноменология есть первая философия, оставляющая человеку свободу выхода к новым горизонтам. Феноменологическая редукция не может быть завершена: ее смысл – в неостановимом возобновлении.

Для философии важен тот факт, что любая объективность неабсолютна: в ее пересмотре – смысл жизни. Единственно реальный исторический субъект – само человечество со всеми его небезгрешными проектами. Философы могут стать его служителями и даже спасателями в “скептическом наводнении”. Для этого достаточно открыть сознанию его автономию и свободу взамен пассивной слепоты органического роста.

Работа М.Хайдеггера «Наука и осмысление»

 

По Хайдеггеру наука- есть теория действительного. Этот тезис проясняется им в двух аспектах. Во-первых, что называется «действительное» и, во-вторых, что называется «теорией». Действительное составляет сферу действенного, того, что действует. Слово «действовать» называет определенный способ выхода существующего на уровень своего пребывания. В широком смысле, «действительность» означает произведенную в присутствие наличность или завершенное пребывание спонтанно про-изводящего себя. Действительное –это получившееся как следствие, вещь, получившаяся в ходе некоторого действия. Таким образом, действительность можно рассматривать как факт. Действительное являет себя в статусе предмета. Теория – это зрелище, облик, лик, в котором вещь является, вид, под которым она выступает. В самом раннем смысле теория- есть оберегающее созерцание истины. В немецком переводе, теория- это рассмотрение действительного. Таким образом, теория позволяет увидеть лик присутствующего открыть закон, увидеть то, что скрыто в самой природе. Особую роль в научном познании играет предмет. Предмет- это то, что перед нами. В предмете главное указание на противостояние субъекта и объекта познания. Ученый вычленяет вещь от других вещей, а до этого отделяет себя. Нельзя увидеть вещь, не противопоставив себя. Поскольку современная наука- есть теория, в любом ее рассмотрении решающее первенство принадлежит способу «смотрения», т. е. методу. Действительное то, что поддается измерению. Теория действительного- обязательно частная наука. Исследование предметной области должно входить в частности подразделения рассматриваемых предметов. Специализация - одно из необходимых следствий существа современной науки. Предметное противостояние в физике: для классической физики любое состояние движения тел поддается определению одновременно и по месту в пространстве, и по количеству движения. Наоборот, в атомной физике состояние движения может быть определено или только по месту в пространстве, или только по количеству движения. Таким образом, в представлении классической физики природа допускает однозначный и полный априорный расчет, тогда как атомная физика позволяет лишь установить предметные взаимосвязи, имеющие статический характер. Оставаясь в своих рамках науки не могут судить о себе. Таким образом, осмыслить, в понимании Хайдеггера- это ответить на вопрос «для чего». Миссия науки в умножении возможностей бытия, раскрытии возможностей, таящихся в мире.