Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по дисциплине Конъюнктура товарных рынков - Равновесие рынка

 

РАВНОВЕСИЕ РЫНКА. УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ

 

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.

Рассмотренные нами ранее функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (см. рис.7).

Равновесная цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил.

Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.

Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

clip_image020
Рис.7. График рыночного равновесия

Рассмотрим сначала устойчивое равновесие. Существуют два основных подхода к анализу поведения покупателей и продавцов: гипотезы Вальраса - Хикса и гипотеза А.Маршалла.

Гипотеза Вальраса - Хикса. В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стремятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос. И наоборот: если спрос меньше предложения, то продавцы стремятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает. Все зависит от соответствующего наклона кривых спроса и предложения.

clip_image021
Рис.8. Перемещения кривой спроса

На графике (рис. 8а) кривая спроса перемещается от DD' к положению D1D1'. При цене Р1 спрос будет избыточным - Р1М. Р2станет новой ценой, ведущей к равновесию. Процесс адаптации на рынке вызовет одновременно рост цен и увеличение количества товара. Это положение устойчивого равновесия. Как видно на рисунке, кривая предложения имеет позитивный наклон. Однако у кривой предложения возможны варианты негативного наклона.

На рис.8a кривая спроса перемещается из положения DD' к положению D1D1' - Количество запрашиваемого товара по старой цене Р1 равно QQ2, в то время как предлагаемое количество равно QQ1. Избыток спроса составляет Q1Q2.

Новая цена (равновесная) будет равна Р2 что ниже, чем Р1 Как видно из рисунка, избыток спроса не ликвидируется. Линии, отражающие состояние цен и объемы товара, перемещаются в сторону от этой точки. Возникает положение неустойчивого равновесия.

На рис.8a кривая спроса перемещается из положения DD' к положению D1D1' - В этом случае при цене Р1 сохраняется избыток спроса Q1Q2. В соответствии с гипотезой Вальраса - Хикса цена начнет повышаться. Новой точкой пересечения кривых спроса и предложения будет Р2. Эта цена станет ценой стабильного равновесия.

Гипотеза А.Маршалла. В том случае, когда цена, по которой покупатели готовы заплатить заданное количество товара, выше цены, приемлемой для продавца, производство расширяется, и наоборот. Равновесие будет устойчивым, если увеличение объема выпускаемой продукции сокращает разрыв между теми и другими ценами.

Рассмотрим изменение наклона кривой спроса и кривой предложения.

Перемещение кривой спроса вправо (от DD' к D1D1') вызовет увеличение выпуска продукции, если наклон кривой предложения будет позитивным (рис.8а). При избыточной цене спроса P1N рост производства выразится в перемещении от QQ1 к QQ2. В данном случае налицо устойчивое равновесие.

Динамичный анализ стабильности учитывает развитие процесса адаптации спроса и предложения на рынке от одного периода к другому. Равновесие будет стабильным в том случае, если с течением времени рыночная цена будет приближаться к цене равновесия (гипотеза Вальраса - Хикса) или количество товара будет приближаться к количеству равновесия (гипотеза А.Маршалла).

Выше были рассмотрены проблемы рыночного равновесия в тех случаях, когда происходят относительные изменения величины спроса и предложения. Рассмотрим ситуацию с точки зрения временных характеристик. Таким примером является паутинообразная модель (рис.9).

Теория паутины обращена к ситуациям, когда проходит известный срок между изменением цены и связанными с этим переменами в масштабах производства.

Возможно несколько вариантов:

1. Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.

clip_image022
Рис.9. Графики паутинообразной модели

На рис. 9а - DD' показывает цены, по которым реализовывались в течение периода t1 различные количества товаров; OO' показывает количество товара, продававшееся по различным ценам в течение периода t1;DD' - кривая, показывающая движение цен; OO' - кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции.

В периоде t1 предлагалось количество товара QQ1; по сравнительно низкой цене P1.

Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t2 сравнительно небольшого количества товара, которому впоследствии соответствует цена P2, более высокая, чем P2.

Цена P2 побуждает производить больше товаров Q3, которым соответствует уже более низкая цена P3. Данный процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят через стадии Q2P2Q3P3. Такая ситуация характеризует случай - равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен относительно цены равновесия (рис 10а).

2. Наклон кривой предложения круче кривой спроса.

Рис. 9б показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным, цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет.

Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия (рис 10б).

clip_image023

Рис.10. Графики колебания цен относительно цены равновесия

3. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.

В этом случае, как показано на рис. 9в, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен (рис 10в).

Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменение спроса потребителей и т.д.). Однако она обладает достоинством, так как покрывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса.