Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по маркетинговым коммуникациям. Часть 2 - Муниципальный маркетинг как функция органов местного самоуправления

Cмотрите так же...
Шпаргалки по маркетинговым коммуникациям. Часть 2
Участники процесса обеспечения жизнедеятельности муниципалитета
Типы структур PR в государственных органах
Государственная информационная политика
Муниципальный маркетинг как функция органов местного самоуправления
Социальный маркетинг органов государственной власти
Маркетинг медицинских услуг
Социальное партнерство на региональном рынке труда
Благоустройство территории
Роль информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления
Роль PR в разработке и осуществлении информационной политики органов МСУ
Мероприятия и их роль в формировании позитивной репутации муниципальной власти
Возможности применения новых информационных технологий на уровне МСУ
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Программно-целевой подход в управлении социальной сферой
Выбор канала передачи сообщения
Анализ результатов информационной компании
Информационно-аналитическое обеспечение планирования pr-службы органа МСУ
Научные концепции современного государства
Особенности управления национальными проектами на различных уровнях власти
Управление проектами в органах местного самоуправления
All Pages

Муниципальный маркетинг как функция органов местного самоуправления

Понятие, цели, институтыисубъекты муниципальногомаркетинга

Муниципальный маркетинг, являясь инструментом формирова­ния рыночной среды, нацелен на выявление и активное использо­вание внутренних преимуществ региона, привлечение инвестиций, что, в свою очередь, ведет к повышению конкурентоспособности территории в целом. Следовательно, становление и развитие муни­ципального маркетинга способствует социально-экономическому развитию территории.

Интересы каждой территории представляют властные структу­ры, и именно они являются «потребителями» муниципального мар­кетинга как системы, предоставляющей возможность внедрять наи­более передовые методы хозяйствования и управления. Муници­пальный маркетинг вооружает органы власти и управления научно обоснованными современными подходами к организации различ­ных сторон деятельности территории с учетом требований рыноч­ной экономики.

Муниципальный маркетинг — это маркетинг, направленный на со­вокупность отношений, складывающихся между участниками рыноч­ных процессов на территории муниципального образования: предпри­ятиями и организациями различных форм собственности (государст­венными, частными, иностранными и совместными предприятиями и др.), коммерческими банками, страховыми компаниями, финансовыми группами, населением, а также местными органами управления как субъекты экономики. В точках пересечения интересов субъектов экономики возникает множество конфликтов. Поэтому функция согласования различных интересов всех участников рыночных от­ношений является основной и крайне необходимой в муниципаль­ном маркетинге. Таким образом, главная направленность муници­пального маркетинга — согласование разноуровневых интересов.

Для выявления специфики муниципального маркетинга необхо­димо рассматривать город как локальную динамическую, территори­альную и социальную систему, функционирующую преимущественно в суточно-недельном цикле жизнедеятельности местного сообщест­ва, которая:

• имеет многоотраслевую экономику, формирующую ее спе­циализацию и сконцентрированную на сравнительно не­большой общей территории, что обусловливает там ком­пактное поселение;

• обладает собственной инфраструктурой, т.е. отраслями, тех­нологически обеспечивающими как завершенность производственных циклов, гак и эффективное функционирование других отраслей;

• обладает собственной муниципальной инфраструктурой ма­териального и нематериального характера для обеспечения жизнедеятельности проживающего населения;

• имеет признаки осуществления местного самоуправления на данной территории: муниципальную собственность, мест­ный бюджет, выборные органы местного самоуправления, которые обладают правом представлять интересы населения этой территории.

Правомерность и целесообразность использования маркетинго­вого подхода муниципалитетами в управлении социально-экономическим развитием городов обусловлена следующими аспек­тами:

1) для выживания и адаптации к внешней среде городу необхо­димо определять и задействовать источники городского (муници­пального) развития; основным таким источником является накоп­ленный местный совокупный ресурсный потенциал, к использованию которого органы местного самоуправления начинают привлекать ка­питал внутренних и внешних источников (предпринимателей);

2) маркетинг, являясь функцией управления, связывает весь управленческий цикл социально-экономического развития города, т.е. от определения целей и задач до оценки его выполнения, с точ­ки зрения конечных потребителей — местного сообщества, хозяй­ствующих субъектов, в том числе инвесторов, что создает базу для улучшения взаимодействия в системе муниципального администра­тивного аппарата между основными его функциональными подраз­делениями;

3) ориентация на конечных потребителей повышает эффектив­ность реализации соответствующих городских/муниципальных, а также государственных программ;

4) возрастает неудовлетворенность деятельностью муниципаль­ных служб и предприятий со стороны различных субъектов-потребителей;

5) для экономического развития города необходимо создавать условия для рационального использования ресурсов общества — внутренних (оценка состояния городского/муниципального рынка, в том числе уровня и тенденций муниципального спроса и предло­жения; человеческие ресурсы, включая навыки и образование; тех­нологии; основные фонды, недвижимость, финансы) и внешних (привлечение новых инвестиций, квалифицированной рабочей си­лы, развитие новых видов бизнеса и др.).

Реализация маркетингового подхода в управлении развитием города предполагает процесс по изучению и формированию спроса и предложении на муниципальные товары и услуги и совокупный ресурсный потенциал города с целями:

• удовлетворения потребностей внутренних потребителей го­рода — хозяйствующих субъектов и местного сообщества — инвестиционными и потребительскими товарами;

• обеспечения привлекательного имиджа города для различ­ных внешних субъектов-потребителей, имеющих там свои интересы, начиная от развития бизнеса и инноваций до привлечения инвестиций, туристов и др.

В общем виде цель муниципального маркетинга можно сформу­лировать как формирование положительного имиджа, развитие де­ловой и социальной конкурентоспособности города, активизация его социально-экономического развития для удовлетворения запро­сов всех целевых групп потребителей.

Для реализации целей маркетинга территории необходим ряд

условий:

1) поддержка и понимание со стороны органов власти субъекта РФ;

2) поддержка инвестиционных начинаний деловыми кругами и общественностью;

3) создание «команды» из людей, понимающих поставленную задачу и владеющих маркетинговыми технологиями, а также высо­копрофессиональных экономистов и финансистов.

Т.Ю. Карпова1 представляет систему муниципального маркетинга в виде взаимосвязанной совокупности восьми функциональных блоков:

1) аналитико-прогностического;

2) сервисно-созидательного;

3) социально-обеспечивающего;

4) ценообразования;

5) формирования привлекательности (имиджа);

6) управления и контроля;

7) муниципального бенчмаркинга (исследование и внедрение лучших методов и технологий управления других муниципальных образований);

8) интеграционно-координирующего.

К субъектам муниципального маркетинга относятся: органы ме­стного самоуправления и законодательной власти, уполномоченные ими организации и службы, которые прямо или косвенно влияют на решение вопросов обеспечении жизнедеятельности города; по­требители совокупного муниципального продукта (коллективных муниципальных/общественных благ, потребительских и инвестици­онных товаров), в число которых входят хозяйствующие субъекты города, население, внешние потребители-инвесторы, квалифициро­ванная рабочая сила, туристы и и.д.

Относительно самостоятельные и устойчивые субъекты - это:

• органы местного самоуправления как организаторы предос­тавления муниципальных услуг;

• хозяйствующие субъекты в секторах муниципальной эконо­мики - промышленном, градообеспечивающем, потреби­тельском;

• население.

Объекты муниципального маркетинга могут быть представлены

следующим образом.

1. Население муниципального образования - местное сообщест­во в целом, отдельные жители, домохозяйства, локальные сообщест­ва, которые заинтересованы в создании благоприятной среды обита­ния, хотят видеть и ощущать преимущества места своего прожива­ния. Выше уже отмечалось, что повышение качества жизни населе­ния через увеличение объемов и повышение качества муниципаль­ных услуг является генеральной целью муниципальной деятельности.

2. Хозяйствующие субъекты - коммерческие и некоммерческие организации, функционирующие на территории муниципального образования. Они заинтересованы в создании благоприятных усло­вий для своей деятельности, обеспечении местными природными, технологическими, энергетическими, человеческими и другими ре­сурсами, развитии всех компонентов городской инфраструктуры.

3. Гости, прибывающие в город в деловых или личных целях, -заинтересованы в получении качественных гостиничных, транс­портных, торговых, культурно-досуговых, информационных и дру­гих услуг. Город может быть привлекательным для жителей приго­родных территорий, а крупный город — для жителей близлежащих городов. Значительная «гостевая» нагрузка ложится на администра­тивные центры субъектов федерации и муниципальных районов, транспортные узлы и порты, курортные города, территории с туристско-рекреационным потенциалом.

4. Инвесторы, которые рассматривают и оценивают конкурент­ные преимущества территории муниципального образования для размещения своего бизнеса. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на территорию является одной из главных стратегических задач в системе муниципального управления.