Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалка по маркетингу в сфере услуг

Комплекс маркетинга в банковской сфере: продукт, цена.

ПРОДУКТ

Банковский продукт  -  это  комплекс услуг банка по активным и пассивным операциям. Банковским  услугам, как и всем другим видам услуг, присущи специфические характеристики, которые должны быть  учтены  при  разработке стратегии маркетинга: неосязаемость услуг, их абстрактный характер; непостоянство качества услуг; несохраняемость услуг. Неосязаемость услуг означает, что их невозможно ощутить материально,  увидеть и оценить до тех пор, пока клиент их не получит. Поэтому ключевым словом в маркетинге услуг является польза,  которую  получит клиент, обратившись к услугам банка. Но чтобы реально оценить и представить  в  рекламе  эту  пользу, необходимо знать своих конкурентов, специфику их услуг, используемые ими методы рекламы и стимулирования. Основные пути повышения осязаемости банковских услуг: акцентирование внимания на потенциальных выгодах взаимоотношений с клиентами; привлечение к рекламе солидных организаций. Непостоянство качества и неотделимость услуг от квалификации людей предъявляют особые требования к обучению кадров. Работники банка должны знать на только технику банковского дела, но и психологию общения с  людьми.  Дополнительное  качество оказываемых банком услуг создает окружающая обстановка (интерьер банка, офисная мебель и прочие  внешние элементы). Несохраняемость  услуг означает,  что должен быть особый механизм выравнивания спроса и предложения. Услуги нельзя хранить, как товары, поэтому в периоды пикового спроса важно заранее планировать, что  будет  предпринимать банк для того, чтобы не было очередей: привлекать дополнительных работников из других отделов; стимулировать  обращение в банк в другое время и т.д. Также банковский продукт имеет свои отличительные особенности. Во-первых,  оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты). Во-вторых, нематериальные  банковские  услуги  приобретают  зримые черты посредством имущественных договорных отношений. В-третьих,  большинство  банковских  услуг  имеет протяженность во времени: сделка, как  правило,  не  ограничивается  однократным  актом, устанавливается  более  или менее продолжительные связи клиента с банком. Эти специфические свойства банковского продукта требуют от  потребителей  довольно  высокой  экономической культуры, вызывают необходимость разъяснения содержания услуги клиенту, усиливают значение такого фактора, как доверие клиентов. По аналогии с товарами в банковском продукте выделяют три уровня: основной продукт (услуга); реальный продукт; расширенный продукт. Основной продукт, или базовый ассортимент: кредитование, услуги по вложению капитала, услуги по расчетам, операции  с валютой и пр. Реальный продукт, или текущий ассортимент услуг. Он постоянно меняется и развивается, не затрагивая базовой направленности банка. Изменения текущего ассортимента направлены на то,  чтобы превратить  случайного клиента в постоянного, побудить клиента к приобретению как можно большего числа услуг. Это могут  быть  подготовка документов,  платежные  услуги, контроль, бухгалтерское обслуживание, консультации по вопросам налогообложения и инвестирование. Расширенный  банковский  продукт. Услуги  направлены на формирование дружеский, неформальных отношений с клиентом,  оказание ему всесторонней помощи, то может быть обслуживание внешнеэкономический связей, помощь в области финансов, менеджмента, личные советы банкира. Банки развитых стран оказывают своим клиентам порядка трехсот различных услуг. Считается, что ассортимент услуг  является  практически исчерпывающим: введение новых банковских продуктов требует значительных  затрат,  а  олигополистический  тип рынка снижает эффект за счет быстрой реакции конкурентов. Российские банки пока оказывают гораздо меньше услуг, но их  перечень непрерывно расширяется.

ЦЕНА

Ценовая  политика банка - установление цен на различные банковские продукты и их изменения в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка  являются  процентные  ставки, тарифы,  комиссионные,  премии,  скидки,  а  также минимальный размер вклада. В маркетинговой деятельности банка цена выполняет важную  функцию: согласование интересов банка и клиентов. Особенностью ценообразования в  банке  является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости банковской услуги и ее цены. По мере развития рыночных отношений роль цены как  основы покупательского выбора снижается, она все больше уступает место неценовым  факторам:  репутации  банка,  сервису, рекламе и т.д. К получению максимальной прибыли стремятся все банки,  но  преимущество имеют те из них. которые оказывают уникальные услуги либо имеют достаточно высокий спрос на свои услуги. Добиваясь лидерства, банк может  пойти  на  максимально  возможное снижение цен на свои услуги, предлагать высокие проценты по вкладам.

Следующий шаг - оценка динамики спроса, определение вероятных объемов услуг, которые реально можно продать на рынке в течение  определенного  отрезка  времени по предлагаемым ценам. При этом, чем не эластичнее спрос, тем выше может быть цена услуг банка. Далее проводится оценка издержек банка при различных объемах  предоставляемых  услуг. Главная проблема связана со сложностью определения реальных издержек по каждому виду услуг  (рентабельность  услуг), что  заставляет руководство использовать такой инструмент ценовой политики, как расчленение цен (политика малых средств). Если  удастся  рассчитать издержки по видам услуг, то можно определить, какие услуги развивать, а от каких отказаться ввиду их нерентабельности.

Анализ цен конкурентов необходим как  ориентир  при  позиционировании собственных  услуг. При определении ценовой политики банка используется три метода  ценообразования во взаимодействии. Затратный   метод (установление цен на основе учета затрат) устанавливает нижний предел цены для банка; метод  ценообразования   на    основе    спроса позволяет дать прогноз реакции потребителей на изменение цен; конкурентный   подход используется для оценки действий конкурентов. Уровень затрат банка и цены конкурентов определяют конкретный интервал изменения цен на услугу для проверки  спроса на эластичность. Банк может воспользоваться стратегией "снятия сливок",  установив первоначально  высокие  цены на новые услуги, а затем постепенно снижать их. В разное время такая стратегия применялась к  таким  услугам, как конвертация валют, перевод денег в страны СНГ, обналичивание средств и т.д. Противоположной  ценовой  стратегией  является установление низких цен внедрения продукта на  рынок.  Она  используется  при  завоевании большого рынка для новой услуги, для стимулирования использования определенных видов услуг (расчет по чекам).

Банк  может использовать стратегию ценового ассортимента или уравновешивающего  ценообразования:  устанавливается  бесплатная  расчетно-кассовое обслуживание при выполнении оговоренных условий, например определенного остатка средств на счете клиента. Стратегия установления цен с учетом предназначения услуг может использоваться  банком  при условии работы на разных целевых рынках: на аналогичные услуги устанавливаются разные цены в зависимости от уровня доходов клиента, их стремлений к качеству, удобству и в  целом  от комплекса  отношений  банка  с  клиентами.  Например, для привлечения предприятий малого и среднего бизнеса банки могут осуществлять  бесплатное расчетное обслуживание таких клиентов. В соответствии с этой стратегией устанавливается система дифференцированных  кредитных ставок в зависимости от того, является ли заемщик вкладчиком банка и каков размер  его  вклада.  Наивысший  процент взимается  с клиентов, не являющихся вкладчиками, а для клиентов процент тем меньше, чем меньше соотношение "кредиты  -  вклады". Банки могут ориентироваться на "цену лидера", устанавливать постоянные  или  меняющиеся цены, использовать договорные и иные виды цен.