Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки к экзамену по гигиене. Часть 4 - Питание детей

Cмотрите так же...
Шпаргалки к экзамену по гигиене. Часть 4
Микроэлементы
Пищевые отравления (определение понятия) и их классификация.
Роль врача лечебного профиля в расследовании пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий.
Общие принципы профилактики бактериальных пищевых отравлений
ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ НЕМИКРОБНОЙ ЭТИОЛОГИИ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА
Отравления ядовитыми растениями
Хронические пищевые отравления немикробной природы
Гигиенические мероприятия по профилактике пищевых интоксикаций
Гигиенические мероприятия по профилактике токсикоинфекций
Организация лечебного питания.
Диеты в диетологии
Текущий и предупредительный санитарный надзор в больницах
Особенности питания детей и лиц пожилого возраста
Питание детей
Основы физиологии труда
Изменения в организме
Утомление и рационализация трудового процесса
Производственный микроклимат
Профилактические меры при перегревании и переохлаждении
Профессиональные вредности
4 класса условий труда
Медицинские осмотры
Гигиенические требования к факторам производственной среды
Производственное освещение
Научно-технический прогресс и профилактика заболеваний, связанных с высоким уровнем нервно-психического напряжения
Производственный шум и вибрация
4 стадии вибрационной болезни
Шум
Промышленная пыль
All Pages

 

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

 

Сбалансированное соответственно возрасту ребенка питание должно полностью обеспечивать потребности его организма в пластических и энергетических материалах. Количественная недостаточность и качественная неполноценность одинаково отрицательно сказываются на физическом и нервно-психическом раз,витии детей. Основной обмен и энергетические затраты У детей в связи с высокой интенсивностью обменных процессов отмечается повышенный основной обмен. Ниже приводятся вели-чины основного обмена детей разного возраста и взрослого (в ккал на1 кг веса тела в сутки):

 

Дети 2— 3 лет —55

 

6— 7 » —42

 

10-и » —33

 

12—13 » —34

 

Взрослые —24

 

Таким образом, основной обмен у детей превышает основной обмен  взрослого человека в 1,5—2 раза. Помимо повышенного основного обмена, у детей отмечаются повышенные общие энергетические затраты. По данным Шермана, приближенный расход энергии детей различного возраста составляет (в ккал на1 кг веса тела в сутки):

 

От 1 года до 2 лет 100—90

 

» 2 лет » 5 » 90—80

 

» 6 » » 9 » 80—70

 

» 10 » » 13 » 75-65

 

» 14 » » 17 » 65—50

 

Взрослый человек при средних условиях затрачивает энергии в сутки на1 кг веса тела 45 ккал. Повышенный основной обмен и повышенные энергетические затраты у детей выдвигают необходимость при разработке пищевых рационов об- ращать особое внимание на достаточно высокий уровень в них белка и калорийности. Физиологические нормы питания детей

 

clip_image004 

 

В детском питании соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:3 в младшем возрасте и 1:1:4 в старшем. В физиологических нормах предусмотрен большой удельный вес продуктов животного происхождения.

 

Белки в питании детей  В детском возрасте потребность в белке повышена. Особенно необходим животный белок, способный обеспечить высокий уровень синтеза белков тканей растущего организма. Общая потребность в белке детей составляет (:в г на 1 кг веса в сутки):

 

От 1 года до 3 лет 4

 

» 3 лет » 7 » 3,5—4

 

» 8 » » 10 » 3

 

» 11 » ш старше 2,5—2

 

Удельный вес животного белка в рационах детей должен быть достаточно высоким: в младшем возрасте 70—80%, в школьном 60—65% общего (суточного) количества белка. В детском питании должны учитываться качественные особенности белков. Общепризнано, что потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Некоторые незаменимые аминокислоты обладают выраженными ростовыми свойствами и могут рассматриваться наравне с витамином А как факторы роста. К таким аминокислотам относятся лизин, триптофан и аргинин. Обеспечение этими аминокислотами является важной задачей детского питания. Между тем белок молока характеризуется невысоким содержанием триптофана и недостаточным содержанием аргинина. Наиболее богат этими: аминокислотами белок мяса и рыбы, в котором лизин, триптофан и аргинин находятся в благоприятных для усвоения соотношениях. 100 г мяса по содержанию триптофана соответствует 430 г молока, по содержанию лизина — 600 г молока и по содержанию аргинина - - 800 г молока. Таким образом, в детское питание необходимо включать мясо (рыбу) как хорошие источники «ростовых» аминокислот. Белки злаков —- муки, крушы, в том числе и манной, содержат мало лизина, но богаты аргинином. В связи с этим в детском питании целесо- образно использовать молочные каши, в которых обеапечив&ется сочета- ние богатого лизином молока и богатой аргинином крупы. Важнейшее значение в питании детей имеют сложные белки — фосфопротеиды, характеризующиеся наличием в своем составе фосфорных  соединений. К этим жизненно необходимым в детском возрасте белкам относятся козеин молока и вителлин желтка яйца. Белки в молоке сочетаются с высоким содержанием кальция, который легко используется в организме для пластических целей. Все это выдвигает молоко на первое место в числе продуктов детского питания. По данным Роуз, удельный вес молока в питании детей в зависимости от возраста должен составлять (в процентах к общей калорийности детского рациона):

 

clip_image006

 

Для детей ясельного возраста должно предусматриваться в суточном рационе не менее 600—700 мл молока; в рационе школьника 400—500 мл. Молоко в детском питании является основным источником легкоусвояемого кальция. Кроме того, оно улучшает соотношение аминокислот белков всего пищевого рациона, что способствует оптимальному использованию белка для тканевого синтеза. Вторым важным представителем сложных белков является вителлин^ в котором белок находится в соединении с лецитином. Значение вителлина в детском питании заключается в том, что он играет важную роль в формировании центральной нервной системы в качестве поставщика пластических материалов для построения нервной ткани, в том числе клеток головного мозга.

 

Жиры в питании детей Жиры используются для пластических целей, а также служат растворителем витамина А и D, обеспечивая оптимальное жх усвоение. Некоторые жиры сами являются источником витамина А <и D, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов (лецитина) и полиненасыщенных жирных кислот. Недостаток жира в детском питании сказывается на иммунобиологических свойствах организма и интенсивности пластических процессов. Отрицательное влияние на состояние детского организма оказывает и избыток жира. При чрезмерном содержании жира в пище у детей нарушается обмен веществ, ухудшается использование белка, расстраивается пищеварение и др. Удовлетворение потребности в витаминах A, D и фосфатидах происходит главным образом за счет сливочного масла, молока, сливок и других молочных продуктов, а также за счет высокоценного жира яичного желтка.Количество жировых калорий составляет около 30%.

 

Углеводы в питании детей Углеводы являются основным материалом, используемым в организме детей для образования энергии мышечной деятельности. У детей процесс гликолиза протекает с большей интенсивностью, чем у взрослых, в связи с чем потребность в углеводах у них повышена. В питании детей важное значение имеют легкоусвояемые углеводы. Источниками легкоусвояемых углеводов в детском питании прежде всего являются фрукты, ягоды и их соки, поставляющие глюкозу и фрук- тозу, легко и быстро используемые в детском оргапкзме для гликогенообразования. Важный источник легкоусвояемых углеводов в детском питании — молоко, содержащее молочный сахар — лактозу. Всегда доступным легкоусвояемым углеводом в детском питании считается сахароза. В детском питании должно предусматриваться достаточное включение кондитерских изделий, печенья, пастилы, конфет, варенья и др. Количество сахаров в детском питании должно составлять не менее 20% от общего ко- личества углеводов. Вместе с тем необходимо отметить отрицательное последствие резкого преобладания в детском питании* углеводов, приводящее к существенным нарушениям обмена и снижению устойчивости организма к инфекции. При этом отмечается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к частым заболеваниям. У маленьких детей эти нарушения нередко сопровождаются пастозностыо и отеками.

 

Витамины в питании детей

 

У детей в связи с процессами роста потребность в витаминах повышена. Суточная потребность детей разного возраста в основных

 

витаминах представлена в табл. Особое значение в детском питании имеют витамины, оказывающие влияние на процессы роста. К ним относятся главным образом ретинол (витамин А), кальциферол (витамин Бг). Витамин А является истинным фактором роста. Известно его влияние на интенсивность роста скелета, на функцию эндокринных желез, осо- бенно гипофиза, состояние и функция которого обусловливают нормализацию процессов роста.

 

clip_image008

 

Известно также значение витамина А для поддержания нормального состояния покровных тканей и их защитных свойств и т. д. Потребность в витамине А удовлетворяется как за счет самого вита- мина А, так и за счет его провитамина — каротина. Источниками витамина А в детском питании являются молоко и молочные продукты, сливочное масло, сметана, яйца, печень, мясо, рыба и др. Источник каротина в детском питании — морковь. Она представляет особую ценность, так как в ней каротин часто представлен в водорастворимой форме. В качестве источника каротина в датском питании могут быть фрукты и ягоды, свежие, консервированные и сухие (абрикосы), а также шиповник, в котором каротин, по-видимому, представлен в водо- растворимой форме. Потребность в витамине А составляет для детей в возрасте 1—6 лет 3300 ИЕ (1мг) и в возрасте 7—15 лет 5000  ИЕ (1,5 мг). Другим витамином, стимулирующим рост, является кальциферол, или витамин D2. Регулируя фосфорно-кальциевый обмен, он способствует нормальному развитию и оссификации скелета. Вряд ли можно рассчитывать на полное удовлетворение потребности детского организма в витамине D за счет экзогенного ©го поступления в составе пищи. Пребываание детей летом и весной вне помещений, на открытом воздухе и облучение их солнечным светом позволяет использовать наиболее полно эндогенный синтез витамина D. В предупреждении D-витаминной недостаточности зимой, когда отсутствует естественный источник ультрафиолетовых лучей, успешно могут  использоваться искусственные источники ультрафиолетовых лучей для систематического облучения детей в специальных фотариях или непосредственно в детских учреждениях. Суточная потребность в витамине D около 500 ИЕ. Применение препаратов .витамина D и его дозировка требуют осторожности. Введение избыточных 'количеств витамина D небезразлично для организма. Применение препарата витамина D должно производиться только 1по назначению врача. В условиях ультрафиолетовой недостаточности (на Крайнем Севере) потребность в витамине D повышается до

 

2000 ИЕ. В детском питании важное значение имеют токоферолы, которые косвенным путем оказывают существенное влияние на рост и развитие организма. Способность их содействовать накоплению витаминов А и D во внутренних органах (печени, почках и др.) в тканях, а также стимулирование токоферолами процесса превращения ,в организме каротина в витамин А позволяет рассматривать их как фактор, косвенно влияющий на рост организма. Другие витамины также оказывают влияние на процессы роста. Так, аскорбиновая кислота наряду со своей многообразной биологической ролью способствует нормальному раз!внт'ию соединительной ткани у детей, образованию остеоидной ткани в костях, дентина в зубах и др. На процесс роста оказывает влияние уровень обеспеченности детского организма витаминами B1, B2, Вб, пантотеновой и парааминобензойной кислотой.

 

Минеральные вещества в питании детей  занимают большой удельный вес в пластических процессах и служат материалам, необходимым для построения тканей растущего организма. Минеральные вещества необходимы* для нормального формирования скелета, мышечной и других тканей, определяющих рост тела, для нормального развития и функции желез внутренней секреции, продукции гормонов, для построения клеток нервной ткани, в том числе клеток головного мозга. Основное значение среди минеральных компонентов в детском питании имеет кальций и фосфор, используемые для пластических целей, главным образом^ для построения костной ткани. Суточная потребность детей в основных минеральных веществах приведена в табл.

 

clip_image010

 

Таким образом, дети нуждаются в повышенных количествах кальция и для удовлетворения этой потребности требуется систематическое включение в состав детского пищевого рациона продуктов, являющихся источником легкоусвояемого кальция. Такими продуктами являются молоко и молочные продукты, которые не только поставляют значительное количество кальция, но и улучшают общее соотношение в рационе кальция с другими веществами, способствуя лучшему усвоению кальция и других продуктов. Другими источниками кальция могут служить яичный порошок, орехи, бобы, овощи. Источниками фосфора в детском питании являются яичный желток, сыр, мясо, овсяная крупа, бобы, орехи, фрукты и другие продукты, содержащие фосфорпротещды и фосфатиды. В детском питании серьезной проблемой является обеспечение достаточного уровня минеральных веществ, участвующих в кровеобразовании. К ним относятся железо, медь, марганец, кобальт и никель. Основной продукт детского питания — молоко — содержит мало железа и меди, количество которых недостаточно для удовлетворения потребностей орга- низма. Реальными источниками железа в раннем младенческом возрасте служат яичный желток, творог, каши из измельченной овсяной крупы, фруктовые соки и несколько позднее мясо, овощи, картофель, хлеб и др. Поступление железа в условиях недостаточности меди не обеспечивает в полной мере гемопоэза. Медь необходима для превращения наступающего с пищей железа в органически связанную форму. Потребность детей в меди повышена. Она составляет для детей грудного возраста 0,1 мг на1 кг веса тела, для детей 3—6 лет 0,6—0,85 мг на1 кг веса тела. Источником меди могут служить многие продукты. Однако количество меди в большинстве продуктов незначительно. Важное значение в кроветворении имеет марганец и кобальт. Последний в присутствии меди и железа способствует образованию ретикулоцитов и превращению их в зрелые эритроциты. Марганец участвует в процессах оссификации и процессах кроветворения. Потребность в марганце повышена и составляет у детей дошколь-ного возраста 0,2—0,3 мг на1 кг веса тела. Детские пищевые рационы должны включать ,и другие микроэлементы -йод, фтор, цинк и т. д., необходимые для нормального развития и жизнедеятельности растущего организма. Дети нуждаются в повышенных количествах цинка, необходимого для нормального развития и функции гипофиза и поджелудочной железы. Имеются данные о влиянии цинка на рост (при недостаточности цинка отмечается задержка роста молодых животных). Молоко содержит мало цинка, около 3 мг в1 л. Высоким содержанием цинка отличается куриное мясо — 87 мг/кт, говядина — 45 мг/кг, бобовые (горох) — 44,5 мг/кг, орехи — 10,0 мг/кг, свекла — 9,3 мг/кг и др. Потребность в цинке в период роста составляет, по-видимому, 10—15 мг в сутки. В обеспечении нормального роста и развития детей большое значение имеет поступление йода, связанного с функцией щитовидной железы. В районах эндемического зоба особое значение приобретает тщательность проведения и наиболее полный охват детей профилактическим йодированием. Последнее может производиться путем применения йодированной соли или более точным методом, путем использования специальных таблеток с содержанием в них 0,5 мг йодистого калия. Дети до 8 лет должны получать 1 таблетку в неделю, дети старшего возраста — 2 таблетки в неделю. Профилактическое йодирование школьников осуществляется в школах под наблюдением учителей. Школы обеспечиваются таблетками и инструкциями органов здравоохранения о порядке проводимого йодирования. В дошкольных детских учреждениях также проводится йодирование де- тей, которые должны получать по половине таблетки раз в неделю. Суточная потребность в яатр-ии у детей составляет около 25 мт на1 кг веса тела. С молоком матери грудной ребенок получает около 30 мг натрия на1 кг веса, что полностью обеспечивает потребности интенсивного роста младенца. В коровьем молоке натрия содержится больше, чем в женском. В старшем детском возрасте поступление натрия происходит за счет поваренной соли, средняя суточная норма которой для детей школьного возраста составляет 8—10 г, считая и хлористый натрий пищевых продуктов. Источником натрия в детском питаний могут служить продукты животного происхождения, главным образом молоко, мясо и рыба. Растительные продукты как источник натрия не имеют значения. Для нормального развития растущего организма необходимо поступление достаточных количеств магния. Экспериментальные исследования на животных показали, что при недостатке в корме магния происходит задержка и остановка роста. В процессе роста отмечается интенсивное отложение магния. Дети грудного вовраста откладывают 25 мг магния на каждый килограмм прироста веса. Содержание магния в женском молоке обеспечивает потребность грудного ребенка в магнии. Коровье молоко содержит магния в 4 раза больше, чем женское. Дети дошкольного и школьного возраста должны получать 11 —19 мг магния на1 кг веса тела, Удовлетвореиие потребности в магнии производится главным образом за счет крупяных и мучных изделий.

 

Режим питания Дети нуждаются в строгом режиме питания. Интенсивный рост и увеличение массы тела обеспечиваются не только полноценностью пищевого рациона, но и высоким уровнем использования в организме пищевых веществ. Одним из основных условий этого является установление правильного режима питания. Чем меньше возраст ребенка, тем чаще должны быть приемы пищи. В дошкольном возрасте прием пищи должен производиться каждые 2—3 ч и не менее 5 раз в течение дня. В количе-

 

ственном отношении пищевой рацион в течение дня должен распределяться примерно следующим образом: завтрак 20—25%, второй завтрак 15%, обед 25—30%, полдник 15% и ужин 20—25% суточной калорийности. Для детей школьного возраста может быть рекомендован другой распорядок дня, в котором предусматриваетоя четырехразовый прием пищи с равномерным распределением суточного раащо'на по отдельным приемам: завтрак 25%, обед 30%, полдник 20% и ужин 25% суточной калорий-

 

ности. Важным оздоровительным -мероприятием для детей школьного возраста является правильная организация питания в школе.

 

Обеспечение горячей пищей школьников в виде обеда или горячего завтрака является лучшей формой школьного питания. В соответствии с энерготратами детей за время пребывания их в школе (эти энерготраты определены в 600 ккал) необходимо рассчитывать школьный завтрак. Калорийность его должна составлять 20—25% от суточной калорийности, т. е. около 600—700 ккал. Хорошей формой школьного питания являются обеды, которые необходимы в школах продленного дня.