Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки к экзамену по гигиене. Часть 6 - Основные закономерности физического развития детей и подростков. Динамика физического развития.

Cмотрите так же...
Шпаргалки к экзамену по гигиене. Часть 6
Гигиенические требования к размещению и планировке операционного блока
Инфекционное отделение. Гигиенические требования к его размещению, планировке и режиму работы.
Гигиенические требования к размещению, планировке и эксплуатации инфекционных больниц.
Планировка акушерско-гинекологического отделения, режим работы. Гигиенические требования к АГО.
Гигиенические требования к размещению и планировке радиологического отделения.
Гигиенические требования к планировке, оборудованию, режиму эксплуатации пищеблоков. Личная гигиена персонала.
Основные задачи и проблемы гигиены детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье. Критерии и группы здоровья.
Основные закономерности физического развития детей и подростков. Динамика физического развития.
Гигиенические требования к размещению, планировке и оборудованию школ.
Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму, инсоляции, естественному и искусственному освещению школ.
Методы оценки физического развития (сигнальный. регрессионный, центильный).
Комплексная оценка физически о развития.
Гигиена учебных занятий к школе. Факторы, способствующие развитию утомления. 11рофнлактика переутомления.
Гигиенические требования к организации урока, учебного дня. учебной недоли. Роль активного отдыха в профилактике утомления.
Определение готовности к обучению по комплексу медицинских и психофизиологических критериев. Особенности обучения 6-летних лстей.
Физиолого-гигиеническое обоснование режима детей различного возраста.
Гигиенические требования, к школьной мебели. Профилактика, заболеваний, связанных с неправильным подбором мебели.
Гигиенические основы физического воспитания и закаливания. Медицинские группы для запиши физической культурой. Организация занятий и требования к построению урока физкультуры. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены
Социальная престижность здоровья. Гигиенические принципы здорового образа жизни.
All Pages

 

Основные закономерности физического развития детей и подростков.

Динамика физического развития.

 

В развитии ребенка выделяют возрастные периоды: 1)период новорожденности 1-10дней; 2)грудной возраст 10дней-1год; 3)раннее детство 1-3года; 4)первое детство 4-7лет; 5)второе детство:♂ 8-12лет, ♀ 8-11лет; 6)подростковый возраст: ♂ 13-16лет,♀ 12-15лет; 7)юношеский возраст: ♂ 17-21год, ♀ 16-20 лет.

 

Рост и развитие ребенка отличаются не только непрерывностью, но и неравномерностью. На первом году жизни рост ребенка увеличивается на 25 см, на втором — рост замедляется, после чего ежегодная прибавка составляет 10 см. У детей младшего школьного возраста рост еще более замедлен: годовая прибавка составляет всего 3—5 см. Дальнейшее усиление роста наблюдается в начале периода полового созревания (у девочек к 11—12, у мальчиков к 14—15 годам). До 10 лет мальчики и девочки растут с одинаковой скоростью, но начиная с 11—12 лет девочки обгоняют в росте мальчиков. Мальчики начинают обгонять девочек в росте с 14—15 лет.

 

Неравномерность развития сказывается и на массе тела детей. Масса тела ребенка за первый год жизни утраивается, в дальнейшем годовая прибавка массы снижается и составляет 2—3 кг. Усиленная прибавка массы тела наблюдается в период полового созревания и составляет 4—5 кг у девочек и 7—8 кг у мальчиков. Увеличение массы головного и спинного мозга заканчивается в младшем школьном возрасте, но совершенствование функций нервной системы продолжается во все последующие годы.

 

Физическое развитие детей и подростков - состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Оно отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью.

 

Хронологический возраст — это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу — день, месяц, год.

 

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

 

Показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

 

При изучении физического развития используют соматометрические показатели — длину и массу тела, окружность грудной клетки. Такие показатели, как форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание, относятся к соматоскопическим показателям. Жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук — это функциональные или физиометрические показатели.

 

Полученные результаты измерения показателей сравниваются со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития.

 

К методам индивидуальной оценки физического развития детей и подростков, учитывающим только соматометрические показатели, относятся метод сигмальных отклонений (профиля физического развития), регрессионный метод (оценочных таблиц), центильный метод.

 

Оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности, поэтому для более точной индивидуальной оценки используют другие показатели: погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания. Погодовые прибавки роста отражают закономерности ростового процесса ребенка, тесно связанные с биологическим возрастом. Сроки прорезывания постоянных зубов варьируют в каждой возрастной группе в широких пределах. Степень полового созревания: у девочек она оценивается по оволосению подмышечных впадин и лобка, развитию молочных желез, а также возрасту наступления менструаций, у мальчиков - по оволосению подмышечных впадин и лобка, мутации голоса, оволосению лица и развитию кадыка.

 

Акселерация физического развития – ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений.