Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика экологического образования - Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.

Cмотрите так же...
Методика экологического образования
Задачи и содержание экологического образования в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Современные экологические программы дошкольных учреждений.
Парциальные программы
Методы экологического образования детей дошкольного возраста. Разнообразие методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Наблюдение — метод чувственного познания природы.
Значение иллюстративных пособий.
Структура детского экспериментирования.
Методика проведения опыта.
Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им
Требования к организации труда в уголке природы
Игра, как метод ознакомления детей с природой
Моделирование
Рассказ воспитателя.
Формы экологического образования детей дошкольного возраста. Занятия по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Подготовка и проведение занятий.
Экскурсии и прогулки в природу их значение. Природоохранные акции.
Методика проведения природоведческих экскурсий.
Элементарная поисковая деятельность.
Экологические праздники и развлечения
.Организация эколого- развивающей среды в дошкольных учреждениях. Развивающая экологическая среда в ДОУ. Определение развивающей экологической среды
Комната природы
Лаборатория
Уголок живой природы
Размещение растений и животных в уголке природы
Экологический подход к содержанию комнатных растений. Создание_и поддержание необходимых условий жизни
Экологический подход к содержанию животных в детском саду. Создание и поддержание необходимых условий жизни для животных
Содержанке млекопитающих.
Содержание птиц в живом уголке
Содержание земноводных и пресмыкающихся
Содержание рыбок
Содержание животных на участке детского сада
Значение участка, его озеленение. Цветник, его планирование, выбор культур. Огород, его планирование, выбор культур
Планировка цветников.
Огород
.Создание и использование экологической тропы в ДОУ.
Экологическая тропинка в естественных условиях
Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.
Работа с календарем природы
Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Наблюдения и труд на участке детского сада
Ознакомление с природой на занятиях
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в средней группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Лето — время интересных прогулок
Экологическое воспитание в старшей группе в разное время года на занятиях и в повседневной жизни, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения а старшей группе зимой
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в старшей группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
Экологическое воспитание в подготовительной к школе группе в разное время года на занятиях и в повседневной деятельности, фиксация впечатлений.
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе осенью
Примерный перечень занятий, рекомендуемых для проведения в подготовительной к школе группе зимой
Перечень занятий, рекомендуемых для проведения подготовительной к школе группе весной
Ознакомление с природой в повседневной жизни
. Диагностика педагогического процесса.
Диагностические задания (Суркова С.А.)
Перспективное и календарное планирование эколого - педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению с природой в календарном плане воспитателя
All Pages

 

  Методика природоведческой работы с детьми дошкольного возраста в разное время года. Фенологический календарь природы.

 

Периодические явления природы, обусловливаемые годовым ходом метеорологических элементов, называют сезонными явлениями. Закономерность развития сезонных явлений в природе изучает наука, называемая фенологией.

Фенология дает возможность определить точные сроки наступления того или иного времени года и даже отдельных периодов внутри каждого сезона для каждой конкретной местности. Критерий перехода от одного периода к другому – состояние растений: началось сокодвижение в бородавчатой березе – наступил предвесенний период, зацвела лиловая сирень – начался период весны, зацвела озимая рожь – наступило лето. Такие зафиксированные признаки называются фенологическими сигналами (феносигналами).

Наблюдения за периодическими изменениями в растительном и животном мире называют фенологическими. Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут быть легко организованы во многих уголках природы.

Сущность фенологических наблюдений состоит в том, чтобы постоянно следить за ходом сезонных явлений и записывать даты их наступления. Используя даты многолетних фенологических наблюдений, натуралисты составляют фенологические календари (календари природы). Наблюдая из года в год за одними и теми же объектами, и фиксируя одни и те же явления, ученые тщательно записывают сроки этих явлений, а потом выводят (вычисляют) средние сроки наблюдаемых явлений.

Организация фенологических наблюдений и изучение тесно связанных с ними народных примет – наиболее приемлемые для детского сада формы экологического образования дошкольников. Они основаны на самостоятельной исследовательской работе и всегда вызывают у детей большой интерес.

Работа по данному направлению довольно проста. Дети совместно с педагогом намечают ряд объектов на территории детского сада или в непосредственной близости от него и ведут за ними систематические наблюдения. Наиболее удобными для организации фенологических наблюдений являются растения. В какой-то момент дети увидят появление соответствующего феносигнала – наступление ожидаемого события. Полученные сигналы отмечаются устно или заносятся в дневник наблюдений, или календарь природы.

Календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. В каждой местности, регионе существуют свои календари природы, единого календаря природы нет и быть не может.

Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или в воспитательном процессе. При работе с календарем природы расширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Работа с календарями природы абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. А это дает возможность обобщенно познавать явления, способствует развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления.

Красочные картины природы в разное время года при умелом руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания: развивается чувство прекрасного, художественное восприятие действительности. Приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе.