Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 - Методика обучения детей аппликации из соломки.

Cмотрите так же...
Методика развития детского изобразительного творчества часть 2
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства.
Обогащение цветовой выразительности росписи глиняных изделий.
Обогащение композиционного замысла в лепке — создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках.
Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.
3 способа лепки
Способы оформления и декорирования образа
Аппликация. Виды аппликации в д/с.
Оборудование и материалы для выполнения аппликации.
Задачи и программный материал по аппликации.
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.
Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы
Симметричное вырезание
Силуэтное вырезание
Методика обучения детей аппликации из соломки.
Методика обучения детей аппликации из засушенных растений.
Виды аппликаций
Создание работ
Конструирование. Виды конструирования.
Содержание знаний и умений по конструированию
Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада.
Старшая группа
Методы и приёмы обучения.
Планирование.
Общие принципы планирования. Усвоение программы.
Отбор предметного и сюжетного содержания занятий.
Усвоение программы по изобразительной деятельности
Изобразительные способности.
Этапы развития изобразительных способностей.
Особенности творческой изодеятельности дошкольников.
Зависимость развития способностей и творчества от обучения
Детское изобразительное творчество.
Этапы развития детского изобразительного творчества
Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей
All Pages

 

 Методика обучения детей аппликации из соломки.

 

Соломка — замечательный материал для работы. Она оживает в умелых руках художника. Он может возродить золотые колосья, и они предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте.

Аппликация из соломки — новый вид аппликации из природного материала, которая расширяет возможности развития творческих способностей дошкольников и вполне может стать дополнением к занятиям по изодеятельности.

Работа с соломкой — художественный ручной труд — оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и других психических функций ребенка, инициирует способность к самостоятельному творчеству. Красивые картинки, поделки, игрушки, которые ребенок сделает своими руками, можно дарить, они создадут уют в доме и детском саду, помогут приобрести первые трудовые навыки, развить фантазию, творческое мышление, трудолюбие, терпение и усидчивость. Этот вид деятельности является большим потенциалом развития будущих первоклассников.

 Занятия аппликацией из соломки построены:

- с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей; на постепенном усложнении доступного познавательного материала и возможности овладения разнообразными техническими навыками;

- по принципу работы на результат (использование детских работ для игр, украшения интерьера детского сада, в качестве подарков близким);

- на уважении к детскому творчеству и творчеству вообще — «Через творчество — к совершенству».

Работа с соломкой рассчитана на два года обучения, занятия проводятся с подгруппой детей из 4—8 человек.

 Структура занятийтрадиционна — в вводной части педагог ставит целью заинтересовать детей, мотивирует к предстоящей продуктивной деятельности.

Познавательная часть связана с развитием познавательной функции. Детское экспериментирование с природным материалом (соломой) активизирует продуктивное мышление детей, формирует творческое познание окружающего мира, увеличивает количество познанных предметов и явлений, обогащает сенсорный опыт, возбуждает интерес к предстоящей практической работе с соломкой.

Работа над темами снабжает ребенка не только доступной информацией, но и расширяет его словарный запас терминами и понятиями, которые пригодятся ему в школьной жизни, способствует умению делать выводы, развивает интеллект.

Вторая часть занятия — практическая. Она посвящена формированию технических навыков работы с соломкой, обучению приемам, способам выполнения, техникам аппликации и изготовления объемной игрушки, процессу активной художественной деятельности.

В третьей, заключительной, части проводится игра, что завершает создание положительного психологического комфорта и сохраняет здоровье детей.

 Тематика занятийможет варьироваться в соответствии с желаниями воспитателя, его творческими задумками, уровнем подготовленности и возможностями детей каждой возрастной группы. В связи с особенностями процесса технологии и степенью сложности задания выполнение аппликации по одной теме возможно на нескольких занятиях.

 Выбор материалаопределяется педагогом по усмотрению. Для плоскостной аппликации предлагаются соломенные ленты различных оттенков, цветная бумага, темный или черный картон, дощечки ДП (формы из них), ткань, фольга, семена арбуза и дыни, апельсиновая кожура. Для объемной игрушки используются соломенные трубочки, пластилин, проволока, нитки и др.

Организация рабочего местапредполагает удобное размещение на столе, застеленном клеенкой, коробочки с соломенными лентами, а также прозрачной бумаги кальки, ножниц, кисточки, карандаша, баночки с клеем ПВА и тряпочки для его удаления. Воспитателю потребуется емкость для замачивания соломки, утюг, канцелярский нож, разделочная доска, бесцветный мебельный лак, кисть.

 Задачи по обучению детей 5—6 лет работе с соломкой

- Развивать интерес к работе с природным материалом соломой, желание овладеть соломенным мастерством.

- Знакомить с творчеством народных мастеров.

- Заложить основы художественного вкуса и креативности.

- Закреплять знания о процессах и явлениях в природе, о деятельности человека, связанной с возделыванием и выращиванием злаков.

- Расширить знания о некоторых обрядах и народных праздниках.

- Познакомить с разновидностью злаков: ржи, овса, пшеницы, дать понятия о строении стеблей, раскрыть особенности фактуры соломки этих растений.

- Познакомить с технологией обработки соломки.

- Учить последовательности в выполнении аппликации: выбор эскиза, подбор соломенных лент по цвету, наклеивание на кальку с учетом направления, подетальное вырезание по контуру, составление изображения из 2—3 деталей.

- Развивать ручную умелость, мышечную силу при вырезании и «выруливании» ножницами, учитывая непластичность соломенной заклейки.

- Развивать согласованность глаза и руки, совершенствовать гибкость и точность в выполнении действий.

- Отработать различные виды аппликации: сплошную, контурную и их сочетание.

- Учить объединять разные виды материалов для достижения выразительности.

-Учить создавать коллективные композиции.

 Задачи по обучению детей 6—7 лет работе с соломкой

- Обогатить кругозор детей об истоках русской народной культуры.

- Научить воспринимать народно-прикладное искусство в единстве эстетического и утилитарного начал. Отметить, что декоративность не подавляет функциональность предметов.

- Показать роль аппликации из соломки как декора на предметах бытовых и сувенирах.

- Вызвать устойчивый интерес к работе с соломкой.

- Расширить и усвоить знания и предметы деятельности, правила и приемы выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.

- Отработать различные виды аппликации: сплошную, контурную и их сочетания.

- Совершенствовать аппликативные техники: обрывную, накладную, рельефную, модульную; познакомить с элементами прорезного декора.

- Учить детей изготовлению объемной игрушки из пучка соломы.

- Учить выполнять разнообразные виды орнамента и освоить приемы декорирования геометрическим и растительным орнаментами.

- Учить последовательности и рациональности выполнения всех операций детьми, способам экономного использования художественных материалов.

- Повышать качество детских работ, формировать стремление детей к их улучшению.

- Усложнить характер заданий в коллективных композициях.

- Формировать изобразительные навыки и умения, обогащать художественный опыт для создания творческих работ.

 Горячий способ подготовки соломенных лент

Соломенные междоузлия разрезать вдоль разогнутой канцелярской скрепкой, вставляя крючок в одно из отверстий. Затем положить в тазик и подержать их в горячей воде при температуре 60—70 °С. На стопке газет прогладить соломины горячим утюгом, раскрывая соломенную трубочку по внутренней, неблестящей стороне до полного высыхания, чтобы получилась широкая эластичная лента. Такой материал в работе над аппликацией будет более податлив.

Для объемных изделий, требующих гибкости соломы, ее предварительно запаривают в закрытой посуде кипятком на несколько часов.

 Последовательность выполнения аппликации

Аппликации из соломы могут быть нескольких видов: предметная, сюжетная и декоративная. При разработке композиции надо избегать сплошной заклейки изображения соломкой, оставлять больше воздуха вокруг изображений, не усложнять композицию мелкой деталировкой.

1. Составить эскиз в соответствии с размером будущей аппликации.

2. Нанести на деталях изображения линий, показывающие направление наклеивания соломенных лент. 3. Перевести эскиз на кальку (тонкую прозрачную бумагу).

4. Нанести клей на бумажные детали, разрезав эскиз.

5. Наклеить соломенные ленты в соответствии с указанным направлением. Они должны плотно прилегать друг к другу, не оставляя просветов и выступая за края детали.

6. Обклеенные детали высушить под небольшим прессом.

7. Соломенные наклейки перевернуть и вырезать детали по контуру со стороны бумаги.

8. Составить из частей полное изображение на фоне и приклеить, высушить вторично под небольшим прессом.

9. Картину обрамить рамкой из 4 соломин, равно удаляя от краев фона, или оформить в деревянную раму.

10. Покрыть готовую аппликацию бесцветным мебельным лаком.

 Во время проведения занятий вводится игровой персонаж — мастерица Ульяна. Это образ народной соломенных дел умелицы, олицетворение женщины-рукодельницы, у которой в руках работа спорится. Она поможет проводить беседы на занятиях и экскурсиях по мини-выставкам, в которые внесены сведения исторического, искусствоведческого, литературно-фольклорного характера. Ей отведена большая роль в процессе ознакомления детей с аппликацией. Она поможет осуществить показ, проследить за поэтапностью выполнения, за развитием технических умений, поможет преодолеть дошкольникам возникающие трудности.

 Рассмотрим методику обучения детей последовательности выполнения аппликации из соломки на примере занятия «Укрась тарелочку» (декоративная аппликация).

 Занятие «Укрась тарелочку»

 Материалы: мини-выставка изделий народных мастеров, орнаментально украшенных геометрическим соломенным узором; круги из плотного картона темных цветов диаметром 15 см, коробочка с соломенными лентами, калька, клей ПВА, кисточки, ножницы.

 Ход занятия

 Мастерица Ульяна обращает внимание детей на чудесные изделия народных мастеров. Дети рассматривают орнаментированные поверхности деревянного блюда, шкатулок, крышки сундучков. Ульяна помогает отметить элементы геометрического узора: квадратики, ромбы, розетки, трапеции. Выделяет композиционную схему узора: равномерное чередование элементов, замыкание орнамента в рамку, ограничение каймой, деление рисунка на квадраты. Восхищается мерцанием солнечных соломенных узоров. Дошкольники вспоминают о наличии на стеблях злаков продольных полосок.

Мастерица объясняет, что умельцы так подбирают детали в орнаменте, чтобы располагать их в различном направлении, подчеркивая цветовой эффект и оригинальность узора. Дети называют соломку гладкой, желтой, солнечной, блестящей, золотой.

 Дидактическая игра «Выложи орнамент»

 Дети выкладывают орнамент из соломенных геометрических форм на картонных контурах круга, квадрата, прямоугольника. Располагают его ритмично в соответствии с формой, заполняют углы, середину, по кругу в виде каймы.

Последовательность выполнения аппликации

1. Приготовить эскиз на кальке с изображением кругов, квадратов, треугольников размером около 2 см.

2. Кальку с эскизом перевернуть изображением вниз.

3. Подобрать соломенные ленточки одинакового цвета и необходимого размера. Нанести клей на всю поверхность бумаги.

4. Приклеить нужное количество соломинок близко друг к другу, не оставляя просветов-щелочек, закрывая изображение от начала до конца.

5. Чтобы ленточки плотно приклеить, нужно по каждой провести пальцем с усилием или колечками ножниц.

6. После высыхания соломенного полотна перевернуть его блестящей стороной вниз.

7. Вырезать ножницами изображения по контуру со стороны кальки.

clip_image042 clip_image044

 8. Соломенными геометрическими фигурами ритмично и красиво заполнить середину тарелочки и расположить по краю составляя узор.

9. Наклеить каждый элемент со стороны бумаги на отведенное место.

10. Покрыть тарелочки бесцветным лаком.

 Мастерица Ульяна хвалит детей за уменье и труд, замечательные работы.

 Ульяна. Давайте подумаем, как тарелочки можно использовать в дальнейшем: подарить, украсить кухню для кукол, «продать» на ярмарке. Помните, что сделано с любовью и своими руками, всегда приносит людям только радость.

 «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства», «Рукам работа – душе радость»