Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Методика развития детского изобразительного творчества часть 2 - Общие принципы планирования. Усвоение программы.

Cмотрите так же...
Методика развития детского изобразительного творчества часть 2
Вторая младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Творчество детей в лепке под влиянием произведений искусства.
Обогащение цветовой выразительности росписи глиняных изделий.
Обогащение композиционного замысла в лепке — создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках.
Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей.
3 способа лепки
Способы оформления и декорирования образа
Аппликация. Виды аппликации в д/с.
Оборудование и материалы для выполнения аппликации.
Задачи и программный материал по аппликации.
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.
Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы
Симметричное вырезание
Силуэтное вырезание
Методика обучения детей аппликации из соломки.
Методика обучения детей аппликации из засушенных растений.
Виды аппликаций
Создание работ
Конструирование. Виды конструирования.
Содержание знаний и умений по конструированию
Конструирование из бумаги в средней и старшей группе детского сада.
Старшая группа
Методы и приёмы обучения.
Планирование.
Общие принципы планирования. Усвоение программы.
Отбор предметного и сюжетного содержания занятий.
Усвоение программы по изобразительной деятельности
Изобразительные способности.
Этапы развития изобразительных способностей.
Особенности творческой изодеятельности дошкольников.
Зависимость развития способностей и творчества от обучения
Детское изобразительное творчество.
Этапы развития детского изобразительного творчества
Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей
All Pages

 

 Общие принципы планирования. Усвоение программы.

 

Планирование по разделам программы

 При составлении плана на кварталы надо иметь в виду все разделы программы.

 В течение каждого месяца, входящего в квартал, предусматриваются занятия, на которых дети учатся изображать какой-либо предмет (это основная задача), занятия декоративным рисованием и аппликацией, занятия, на которых требуется передать сюжет.

 Количество занятий, отведенных на каждый из этих разделов, не всегда одинаково: в одном месяце несколько больше занятий по изображению предмета, в другом — по декоративному рисованию — в зависимости от того, какие очередные программные задачи в это время решаются. Иногда дают несколько занятий подряд по одному разделу для закрепления новых умений или знаний (в дальнейшем подобные занятия проводят реже). Например, когда дети овладевают таким сложным умением, как вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое (а аппликация проводится 1 раз в две недели), целесообразно сблизить два-три занятия и проводить их каждую неделю. Вместе с тем педагог следит, чтобы программа по всем разделам осуществлялась своевременно и последовательно.

 На отработку технических умений программа не отводит особых занятий — дети усваивают их на разных занятиях: декоративного, предметного и сюжетного характера. Однако техническому приему оказывается особое внимание при первоначальном его освоении. В этом случае упрощается изобразительная и декоративная задача, и указания дают детям по преимуществу в области техники. Это педагог должен учитывать, планируя программное содержание занятий и их методику.

  Планирование по типам занятий

 В детском саду проводят разные типы занятий соответственно степени усвоения знаний и умений.

 Можно выделить занятия, на которых дети получают новые для них знания и умения.

 Каждое новое знание или умение дошкольники усваивают в течение ряда занятий, а иногда и всего года. Чем сложнее программное требование, тем больше времени требуется для его усвоения. Уже в средней группе занятия такого рода занимают значительное время — не менее 2/3 всех занятий.

 Остальные занятия отводятся на свободное творчество детей. Однако следует иметь в виду, что характер занятий изменяется в зависимости от возраста детей. Возможности малышей 2—4 лет весьма ограничены из-за небольшого объема освоенных изобразительных умений и навыков. Вот почему дети еще не могут действовать самостоятельно. С другой стороны, они способны многократно повторять одни и те же действия, как бы самостоятельно упражняясь в них.

 Во всех возрастных группах обязательно проводят занятия по замыслу детей. Такие занятия планируются по всем видам изобразительной деятельности, количество их может быть разным. Условия организации общегрупповых занятий требуют, чтобы все воспитанники занимались одним и тем же видом изобразительной деятельности. Инициативу и самостоятельность прежде всего направляют на выбор содержания работы, способы ее выполнения, позднее — на изобразительные материалы. Поставленная задача решается разными путями. Необходимо предусмотреть и такие пути; когда дети могут проявить инициативу в выборе величины изображения, его расцветки, положения в пространстве, в предпочтении одного из моментов сюжета и т. д.

 Занятия, на которых детям сообщают новые для них знания или учат новым умениям, вместе с тем включают и ранее усвоенные знания и умения. Однако если цель занятия — повторение, то педагог ставит сразу несколько задач. Одни требуют большего внимания, другие — меньшего.

 Планирование по видам изобразительной деятельности

 При планировании занятий следует помнить: все виды изобразительной деятельности взаимосвязаны, поскольку отражают окружающую действительность во всем ее многообразии. При этом следует иметь в виду, что каждый вид деятельности имеет свою специфику: лепка позволяет отразить предметы и явления окружающей действительности в объеме; рисунок — плоскостно, в цвете, в пространстве; аппликация — в цвете, силуэтно. Каждому виду деятельности соответствует и своя техника изображения.

 Ясно, что каждый вид изобразительной деятельности имеет свои задачи. Вместе с тем программа указывает и общие задачи, которые можно решить в нескольких видах деятельности, скажем, на занятиях по рисованию и аппликации. На занятиях по аппликации дети, получив подготовленные бумажные отрезки, должны подобрать их соответственно окраске предмета. Рисуя же карандашами или красками, они сами выбирают цвет и зарисовывают им соответствующую часть рисунка. Эти два вида деятельности помогают в усвоении одного программного требования.

 Передача величинных отношений может быть решена и в рисовании, и в лепке, и в аппликации. Следовательно, при планировании педагог учитывает эту особенность изобразительной деятельности и соотносит все ее виды, помня, что решение одних программных задач, например изображение предметов круглой формы, доступнее в аппликации. Ведь дети получают уже готовые кружки. А в рисунке эту форму еще следует научиться передавать линией контура, что связано с овладением определенными графическими навыками и умениями. И здесь важно связать занятия по изобразительной деятельности с занятиями по конструированию, на которых дети осваивают форму конструктивной детали. Передача величинных отношений легче дается детям в лепке, потому что кусок глины можно разделить на составные части, а в случае неправильного решения снова отделить часть от предмета, сопоставить части друг с другом, уравнять, если они должны быть равными, и, добившись правильных отношений по величине, соединить. Но в этом взаимоотношении разных видов изобразительной деятельности трудно определить, что чему должно предшествовать. И не всегда может быть такая последовательность: рисование, лепка, аппликация или аппликация, лепка, рисование.

 Взаимосвязь занятий по рисованию, лепке и аппликации — это не только изображение одного предмета в разных видах деятельности. Соотношения могут быть разными. Так, во второй младшей группе, например, детей учат передавать прямоугольную форму предмета: на занятиях по рисованию, например, изображая флажок, а по аппликации — тележку прямоугольной формы, наполненную кирпичиками. Содержание аппликации более сложное, так как прямоугольную форму кузова тележки следует наклеить на бумагу, а в рисунке передать только контуром. Иногда предмет можно повторить в аппликации и рисовании. Но как правило, надо постараться изменить изобразительную задачу. Например, дети сначала вырезают фигурки девочки в нарядном платье, потом рисуют на темы «Девочка и мальчик из нашей группы», «Как дети танцуют на празднике» или лепят мишку, а потом рисуют на тему «Как мишки делают зарядку». Для этого они должны уметь изменять положение частей фигуры. Необходимость внесения каких-то дополнений, изменений в уже знакомое изображение способствует развитию творческих возможностей, самостоятельности в решении той или иной задачи.

 При планировании целесообразно придерживаться цикличности: объединять в течение какого-то времени занятия, связанные программными задачами и тематикой (например, изображение человека, животных в рисунке, лепке, аппликации), или занятия, на которых решают сходные программные задачи (например, вырезывание симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, или изображение предметов овальной формы). Цикличность позволит более эффективно решать изобразительные задачи.

 Планируя занятия по различным видам изобразительной деятельности, педагог учитывает, что должны ранее освоить дети, чтобы полученные умения они смогли бы применить в будущем. Например, для лучшего усвоения строения летящего гуся (по сказке «Гуси- лебеди») можно предложить сначала вылепить фигурку или вырезать ее из бумаги. И только затем приступить к рисованию. Так же решается задача и по теме рисования эпизодов по сказке «Теремок».