Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по этнопсихологии - Уровни развития этнических групп

Cмотрите так же...
Шпаргалки по этнопсихологии
Методы исследования, используемые в этнопсихологии
Виды этнических общностей
Классификация этнических групп
Психологические аспекты этнических процессов современности
Особенности этнических общностей, находящихся в отрыве от основного этноса
Этническая идентичность, патриотизм, национализм и космополитизм
Виды национализма
Уровни развития этнических групп
Особенности лидерства в этнической группе
Групповое давление и конформизм в этнической группе
Этнические аспекты конфликтов
Эскалация этнического конфликта
Провокация как способ разжигания этнических конфликтов
Исторические аспекты этнокультурных особенностей Европы
Взаимосвязь и взаимовлияние этнических и религиозных особенностей этнической группы
Язык и речь как основы формирования этнических особенностей людей
Этнические группы и глобальные цивилизационные процессы
Этнопсихологические аспекты экстремизма и терроризма
All Pages

 

Уровни развития этнических групп: социально-психологическая характеристика.

 

Основы возникновения э.г.

1. определенный район проживания

2. интересы связанные совместной деятельностью

3. привязка к определенному культурному объекту.

4. семейные и родственные отношения.

Движущие силы развития группы- противоречия. Внутри группы, между группой и окружающей средой, между группой и личностью. При изменениях окружающей среды, группа должна трансформироваться к новым социальным условиям.

Уровни развития э.г.:

1.Диффузная группа(номинальная) – группа в момент возникновении(нет взамной поддержки, общения, устойчивых эмоциональны связей). Диффузные группы этнического характер на вокзалах, рынках и тд.

2. Ассоциативная – устойчивые межличностные взаимоотношения между членами группы. Обмен информацией, эмоциями. Низко-развитая группа, отсутствует организованное взаимодействие людей. Не решает серьезных задач. При неблагоприятных внешних условиях распадается. Нуждается в поддержке извне для дальнейшего развития. Обеспечивает психологическую, эмоциональную поддержку.

3.Корпоративная-организованная группа, функциональное единство людей, возникает из ассоциативной, когда появляется организованное взаимодействие членов группы. Цель - совместная деятельность. Членам группы известен и понятен алгоритм последовательности их действий. Между членами группами существует разделение функций. Появляется подобие процесса управления. Появляется фигура лидера и иерархия. Без лидерства не бывает корпоративных групп. Высокоразвитая группа. Способна решать достаточно серьезные задачи. Устойчива к негативным воздействиям социальной среды. Не способна обеспечить психологическое единство людей.

4. Коллектив- предполагает психологическое единство людей(общие ценности, идеалы, убеждения, личные стремления, эмоц. состояния).

Этнические группы преимущественно ассоциативные или корпоративные.

Развитие группы обратимо(прогресс/регресс вплоть до распада). Неспособность группы к решению противоречий порождает регресс.

Удовлетворенность членством в группе не бывает полной. Если более 30% группы покидают ее из-за неудовлетворенности, группа распадается. Психологическое единство ценнее функционального. Конкуренция и потребление препятствуют психологическрму единству.

 

Динамические процессы в группе, их этническая специфика: общая характеристика.

1.Лидерство – процесс реализации личностью лидерских функций(возникает, существует, прекращается).

2.Конфликт- Конфликт (от лат. “столкновение”) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

3.конформизм - Конформизм во взаимоотношениях между членами группы проявляется в виде так называемого общественного влияния на человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, требуя подчинение интересам группы. Человек может сопротивляться данному давлению, то есть проявлять нонконформизм, а может уступить группе — подчиниться, т.е. выступить конформистом. Нельзя однозначно утверждать, что один тип отношений человека с группой верный, а другой нет. Очевидно, что конформизм может приводить к тому, что человек, даже осознавая неверность своих действий, осуществляет их, потому что группа делает это. В то же время очевидно, что без конформизма не может быть создано сплоченной группы, не может быть установлен баланс во взаимоотношениях между человеком и группой. Если человек стоит на жестких нонконформистских позициях, то он не сможет стать полноценным членом группы и на определенной стадии развития конфликта между ним и группой вынужден ее покинуть. Характеристика группы также оказывает большое влияние на развитие у человека конформизма по отношению к требованиям группы. Единодушие в групповом поведении усиливает степень влияния группы на человека. Человеку легче возражать или не соглашаться, если кто-то еще в группе имеет мнение, отличное от группового. На конформизм в поведении человека в группе оказывает влияние число членов группы. Если в группе пять человек, то единодушие оказывает сильное влияние на индивида. Дальнейший рост числа членов группы слабо сказывается на увеличении влияния группы на человека. Желание подчиняться влиянию со стороны группы напрямую зависит от личностных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, дружбы и т.п. Чем лучше личные отношения между членами, тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше степень конформизма в их поведении в группе и тем выше возможность общественного влияния на членов группы.

4.Групповая сплоченность. Групповая сплоченность - это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы, и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к эволюции и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и "лица" в целом уходит на второй план и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается.

Феномен «группового давления», явление конформности (подчинение группе). Мера конформности: внешняя, внутренняя, «конформность наоборот» (относительно независимая позиция). Зависимость типов поведения в группе от меры конформности: принятие мнения группы; конформность, коллективизм. Специфика давления на группу нормативного большинства и информационного меньшинства.

Групповая сплоченность. Критерии групповой сплоченности: по Морено - большее число положительных выборов; по Л.Фестингеру – частота и прочность коммуникативных связей; по Т.Ньюкому – согласие, сходность ориентаций к значимым ценностям; по А.Бейвеласу – взаимосвязь операциональных и символических целей группы; стратометрическая концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского).

Проблема организации руководства и лидерства в группе. Отличия лидера от руководителя: по регуляции социальных отношений; по природе; по уровню стабильности; по санкциям; по решениям; по сфере деятельности. Проблема единства руководства и лидерства. Основные концепции природы личности: «теория черт», «ситуационная теория» (варианты Хартли); системная теория лидерства. Стили лидерства и руководства: авторитарный, демократический и популистский.

Процесс принятия групповых решений. Эффективность групповых решений через групповую дискуссию (совещания, диспуты, «мозговая атака», генерирование и критика идей, метод «синектики» У.Гордона). Феномен «группового духа». Критерии эффективности групповой деятельности: производительность труда, удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.