Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ответы на билеты по юридической психологии - ВЫБОРОЧНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Cмотрите так же...
Ответы на билеты по юридической психологии
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕФЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
ДЕФЕКТЫ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ
СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИ АНОМАЛЬНЫМ ЛИЦОМ
МОТИВЫ, ЦЕЛИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОГО ДЕЯНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛЕДСТВИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Влияние акцентуаций личности на поведение человека
Моделирование преступной деятельности и личности преступника
ВЫБОРОЧНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СОСТАВЕ ПРЕСТУПНОЙ ГРУППЫ
Психологическая характеристика юридической деятельности
Психологическая структура деятельности юриста
Профессиональная деформация личности юриста
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЦ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИХ РАССЛЕДОВАНИЮ
Акцентуации личности. методы их выявления
Юридически значимые эмоциональные состояния. аффект, фрустрация, дезадаптация, стресс
КОНФЛИКТНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ
Page 23
Психологические особенности допроса
Роль психологии в диагностике личности
Психологическая природа лжи
Психологические основы очной ставки
Психологическая характеристика предъявления для опознания
Психология сокрытия
Рефлексивное управление как психологическая сущность обыска
Психология обнаружения. психологическая подготовка к обыску
Предмет, компетенция, методы и организация СПЭ
Способность воспринимать важные для дела обстоятельства
СПЭ потерпевших по делам о половой неприкосновенности и половой свободе личности
СПЭ эмоциональных состояний
Структура аффектного состояния
Современные теории особых психических состояний, имеющих юридическое значение
СПЭ по делам о происшествиях, связанных с техникой
Посмертная СПЭ, ее возможности
Комплексные психолого-психиатрические экспертизы
Гражданское право как фактор формирования психологии гражданского общества
Психологическая характеристика судебного разбирательства
Знание психики человека – основа профессиональной деятельности судьи
Позиции сторон в гражданском процессе
Проблема справедливости судебных решений
Пенитенциарная психология
Психологическая сущность законов криминальной среды
All Pages

 

ВЫБОРОЧНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЧТО:

-среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин;

-возрастная характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной активности и особенностях преступного поведения представителей различных возрастных групп.

Криминологией давно установлено, что лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого поведения.

Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на противоправных действиях.

Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до 24 лет чаще всего совершаются кражи, хулиганские действия, грабежи, изнасилования и угоны автотранспорта;

- семейное положение и особенно воспитание оказывает влияние на формирование личностных качеств.

-коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей);

-особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие перерывы и пр.);

-уровень образования преступников, как правило ниже, чем у законопослушных граждан, однако в среде военнослужащих (солдатов и сержантов) высокий интеллект и престижное образование часто является раздражающим фактором для основной массы, что часто создает предпосылки виктимизации;

- наличие в воинском коллективе представителей разных национальностей, распределение его членов по религиозному признаку или по землячеству также влияют на формирование личности конкретного военнослужащего.

-современное положение, выраженное в существенном материальном расслоении общества выделяет личность преступника по имущественному положению, т.е. по доходам.

-среди характеристик личности преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и длительность преступной деятельности.

-особое отношение к закону. У них отсутствует уважительное отношение к праву, не сформирована потребность следовать его предписаниям.

8. психологические признаки преступника, сопряженные с обстоятельствами происшествия

В основе поведения человека лежат навыки, умения и привычки, нейрофизиологической основой которых является динамический стереотип. Эта индивидуализированная стереотипность поведения и дает возможность идентифицировать личность преступника, предвидеть возможный вариант его поведения.

Чем сложнее способ действий, тем проще идентифицировать субъект действий. В способе совершения преступления особенности психомоторики сочетаются с особенностями мышления, памяти, познаниями и жизненным опытом индивида.

На вооружение криминалистики взят принцип: каков способ совершения преступления, таков и способ его раскрытия.

СИСТЕМА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ СУБЪЕКТА ОБЪЕКТИВНО ОТРАЖАЕТСЯ В:

- предметах обстановки совершения преступления,

- динамике их изменений;

- орудиях и средствах совершения преступления,

- их качественном своеобразии,

- способах и динамике их использования;

- обстановке, предшествующей преступлению;

- обстановке, возникшей после совершения преступления,

- типичных способах его сокрытия;

- особенностях отношений между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим.

Поведение человека неизбежно отражается в окружающей среде в виде комплексного личностно-регуляционного «следа». Этот «след» не менее пригоден для идентификации личности преступника, чем след его пальца. Но в отличие от следа пальца поведенческий след всегда имеется на месте происшествия и несет неизмеримо больший объем криминалистически значимой информации о личности преступника.

Рассмотрение личности преступника как системообразующего фактора преступного деяния требует выявления:

- личностной детерминации данного преступного деяния;

- отражательно-познавательных особенностей данной личности;

- ее общерегуляционных, эмоционально-волевых особенностей;

- операционально-исполнительных особенностей;

- устойчивых связей личности преступника с социальной микросредой.

В практике расследования преступлений ориентация на обобщенные способы поведения преступника является одним из основных путей розыска преступника в информационно-дефицитных ситуациях.

Информация о преступном поведении – информация о направленности поведения преступника, значимости для него тех или иных объектов, об их месте в структуре деятельности преступника, о том, что входит и что не входит в зону его актуального сознания.

В заключение отметим, что систематизирующими факторами расследования преступления являются системные связи, обусловленные объектом расследования.

Так, при расследовании убийств выявлению подлежит следующая система вопросов: время и место убийства; кто является жертвой убийства; мотивы убийства; круг лиц, с которыми взаимодействовал потерпевший, кому выгодна его гибель; с кем видели потерпевшего накануне его смерти; особенности образа действий преступника при подготовке, осуществлении и сокрытии преступления; кто совершал убийства аналогичным способом; на ком и в чьем жилище могут оказаться следы данного преступления.

При расследовании грабежей и разбойных нападений следователь выявляет следующие ключевые обстоятельства: когда и где совершено преступление, сколько человек участвовали в преступлении; способ совершения преступления (система действий преступника), характер насильственных действий; похищенное имущество и его стоимость, приметы; обстановка совершения преступления; сведения о лицах, участвовавших в преступлении (описание внешности, особенности поведения, речевых особенностей, особых примет и др.); кто мог узнать о наличии у потерпевшего значительных ценностей; кто мог видеть происшествие и др.

При расследовании краж наиболее существенны следующие вопросы: время и место совершения кражи; способ совершения кражи (взламывание дверей, отпирание, взламывание замков, взламывание окон, проламывание потолка, стен и пола, подкоп или проникновение через подвал, кража через окна и форточки); с какой стороны преступник проник к месту кражи и в каком направлении скрылся; какие действия и в какой последовательности совершал; знание преступником устройства дверных запоров, мест хранения ценных вещей, расположения комнат, времени отсутствия жильцов квартиры; примененные орудия и средства; похищенное имущество, его стоимость, приметы и принадлежность; где может быть реализовано похищенное имущество, кому и куда продано; кто посещал квартиру незадолго до кражи; какие следы оставлены преступниками, количество преступников; наличие негативных обстоятельств – признаков инсценировки кражи.

Между всеми структурными элементами преступного поведения существуют устойчивые закономерные взаимосвязи. Это и позволяет в ходе следственного поиска реконструировать событие преступления.

Существует неразрывная системная связь личностных регуляционных качеств субъекта со следами преступления (см. таблицу ниже).

Структурные элементы поведения преступника

Психические особенности личности преступника

Признаки поведения преступника, проявляющиеся во внешней среде

Мотивы и цели поведения

Мера общественной опасности субъекта, направленность его личности. Личностные особенности смыслообразования и целеполагания

Особенности результата преступного деяния. Признаки ценностных ориентаций, динамики целеобразования (предварительная обдуманность, подготовленность или спонтанность, импульсивность), признаки ситуативной обусловленности поведения, избирательной направленности его сознания на определенные группы объектов

Принятие решений и планирование деятельности: ориентировочная основа, транзитивность, нетранзитивность решений. Реализация программы поведения

Индивидуальные особенности психической регуляции поведения, адаптационные особенности личности

Признаки индивидуального стиля деятельности: последовательность действий и промежуточных операций, их системность или асистемность, что из внешних обстоятельств тщательно учитывается, чем пренебрегает преступник, признаки поправочных действий и их особенности

Типичные образы действия в определенных внешних условиях: способы, приемы, операции как проявления индивидуальных умений и навыков

Операционально-стереотипная сфера индивида: жизненный опыт и профессиональная подготовка, психофизиологические и физические возможности индивида, адаптационные особенности

Признаки уровня общего жизненного и криминального опыта, владение профессиональными приемами и навыками, предпочитаемые орудия действий, динамические особенности действий. Признаки способности к волевым напряжениям, устойчивости целедостижения, эмоциональной устойчивости - неустойчивости, пластичности и ригидности (привязанности к намеченным планам, неспособности изменять их в новых обстоятельствах), адекватности отражения объективной обстановки

Достижение и оценка результата действия, использование основного и побочных результатов для инициации последующих актов поведения

Личностная оценка совпадения побуждений с достигнутым итогом поведения, устойчивость личностно-ориентировочных установок - готовность действовать в определенном направлении

Признаки отношения преступника к основному достигнутому результату, побочным результатам, особенности использования результатов в дальнейшем целеобразовании

Проявление психологических особенностей поведения преступника при его взаимодействии с внешней средой