Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по истории психологии - Классический психоанализ З. Фрейда.

Cмотрите так же...
Шпаргалки по истории психологии
Гуманистическая психология
Теория А. Маслоу.
Психологические воззрения Аристотеля
Теория К. Роджерса.
Гештальттерапия
Психологические воззрения Декарта.
Когнитивная психология
Психологические воззрения Д. Локка.
Теория личностных конструктов Келли.
Общая характеристика ассоцианизма
Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
В. Вундт и его вклад в психологию.
Психологические воззрения У. Джемса.
Классический психоанализ З. Фрейда.
Индивидуальная психология А. Адлера.
Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Психологическая теория К. Хорни
Теория поля К. Левина.
Гештальтпсихология
Логотерапия К. Франкла.
Теория Ж. Пиаже.
Психоанализ.
В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.
Психологическая теория Э. Фромма
Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Бихевиоризм: общий очерк развития.
Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
Необихевиоризм
«Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
Культурно – историческая теория Л. С. Выготского.
Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.
Б. М. Теплов и его вклад в психологию.
Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.
П. П. Блонский и его вклад в психологию.
Физиология активности Н. А. Бернштейна и ее влияние на психологию.
Французская социологическая школа.
А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
Социобихевиоризм
И. П. Павлов и его влияние на психологию
Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России
И. М. Сеченов и его вклад в психологию
Герцен и Чернышевский и их вклад в психологию.
«Понимающая психология
Развитие экспериментальной психологии в России
В. Райх и его вклад в психологию.
Экзистенциальный анализ
Психологические воззрения в Средние века
Открытый кризис в психологии
Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями
Психоанализ и педология, их судьба в России
All Pages

 

 Классический психоанализ З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд внес поистине неоценимый вклад в развитие психологии. Он стал родоначальником психоанализа (глубиной психологии), впервые употребив этот термин в работе 1891 года. Фрейд использовал слово “психоанализ” для обозначения теории личности, а также метода лечения психических расстройств. Теорию Фрейда называют еще психодинамической теорией личности, поскольку основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным сторонам психических процессов. В основе психодинамических теорий лежат два основных постулата. Во - первых, люди часто не догадываются об истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их поведения часто находятся в области бессознательного. Во - вторых, защиты психики от воздействия неприятных или нежелательных мыслей и эмоций используются защитные механизмы.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области:

- это метод лечения функциональных психических заболеваний,

- теория личности и

- теория общества. Стержень всей системы - это его взгляды на развитие и структуру личности человека.

Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит без причино. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Структура психики совпадает со структурой личности; психика состоит из 3 - х основных блоков:

-бессознательного “ид”;

-сознательного “эго”;

-сверхсознательного “супер - эго”.

Инстинкты (бессознательное):

-агрессивные - тонатические (стремление к смерти);

-поддерживающие (“эрос”) - энергия жизни - психосексуальная. Либидо - та специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Распределение энергии - катексис - происходит в раннем детстве. Процесс катектирования - процесс перехода из одного состояния в другое; из тонатической энергии в поддерживающую и наоборот.

Наше “Я” стремится к удовольствию, на этом построена наша жизнь.

Т. о., с его точки зрения, развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, враждебной, среде. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (чувства). Основой психического развития является эмоции и мотивы человека.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер - Эго. Главные механизмы защиты являются следующие:

1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности, которое дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.

2. Регрессия - временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого, кусание ногтей, жевание резинки или табака, вера в злых духов или добрых...).

3. Рационализация - приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства, которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое - либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно. Этот защитный механизм позволил в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности (просьба закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам).

5. Наиболее эффективным механизмом защиты является сублимация, то есть перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (очищение) человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии искусством - арт - терапии.

Либидозная энергия является основой развития личности, характера человека, и, соответственно закономерностей ее развития. Фрейд создал свою периодизацию. Стадии психосексуального развития:

1. От 0 - 1 года - либидо - объект, ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап носит название оральной стадии.

2. Либидо - субъект, для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект, период нарциссизма:

а) до 3 - х лет - анальная стадия;

б) 3 - 5 лет - фаллическая стадия - идентификация себя среди других, появляются комплексы: Электры, Эдипов комплекс.

в) латентная (скрытая) - до 12, 13 лет - основные виды деятельности общественно - полезная.

3. Либидо - объект, т. к. для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной (объект влечения - противоположный пол).

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивидуального человека, но и общества. Он писал, что вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчины испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Табу регулирует социальное поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо.

В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает для пациента место родителей, доминирующее положение которого он признает, безусловно. Основа выздоровления - это внушение, такая терапия было названа директивной.