Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по истории психологии - Психологическая теория К. Хорни

Cмотрите так же...
Шпаргалки по истории психологии
Гуманистическая психология
Теория А. Маслоу.
Психологические воззрения Аристотеля
Теория К. Роджерса.
Гештальттерапия
Психологические воззрения Декарта.
Когнитивная психология
Психологические воззрения Д. Локка.
Теория личностных конструктов Келли.
Общая характеристика ассоцианизма
Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
В. Вундт и его вклад в психологию.
Психологические воззрения У. Джемса.
Классический психоанализ З. Фрейда.
Индивидуальная психология А. Адлера.
Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Психологическая теория К. Хорни
Теория поля К. Левина.
Гештальтпсихология
Логотерапия К. Франкла.
Теория Ж. Пиаже.
Психоанализ.
В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.
Психологическая теория Э. Фромма
Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Бихевиоризм: общий очерк развития.
Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
Необихевиоризм
«Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
Культурно – историческая теория Л. С. Выготского.
Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.
Б. М. Теплов и его вклад в психологию.
Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.
П. П. Блонский и его вклад в психологию.
Физиология активности Н. А. Бернштейна и ее влияние на психологию.
Французская социологическая школа.
А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
Социобихевиоризм
И. П. Павлов и его влияние на психологию
Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России
И. М. Сеченов и его вклад в психологию
Герцен и Чернышевский и их вклад в психологию.
«Понимающая психология
Развитие экспериментальной психологии в России
В. Райх и его вклад в психологию.
Экзистенциальный анализ
Психологические воззрения в Средние века
Открытый кризис в психологии
Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями
Психоанализ и педология, их судьба в России
All Pages

 

Психологическая теория К. Хорни.

Создатель теории, называемой культурно - философская психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги, бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку. Это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что - то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего - либо определенного. В результате человек предпринимает попытки “убежать” от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и психологическую.

Психологическая тревога связана с развитием адекватности “образа Я”. Введение понятия “образа Я” - одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что существует несколько “образов Я”:

- “Я” реальное;

- “Я” идеальное;

- “Я” в глазах других людей.

В идеале эти три “образа Я” должна совпадать между собой.

В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, определенные типы которых Хорни обозначает как “основное зло” (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.).

Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения.

Хорни обсуждает три основные тенденции личности:

1. стремление (направленность) к людям (но, развиваются невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере, в престиже, потребность быть предметом восхищения других людей, не переносят одиночества, испытывают ужас от мысли, что их могут покинуть, оставить без общения);

2. стремление (направленность) против людей (потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к самостоятельности и независимости, желание быть совершенным и неуязвимым, что приводит к полному одиночеству, изоляции);

3. стремление (направленность) от людей (потребность в эксплуатации других людей, стремление к личным достижениям, к власти, доминированию).

Эти тенденции характерны и для здоровой личности, эти тенденции уравновешивают друг друга. Невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит к нарастанию тревоги - в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются.

В результате невротик попадает в ситуацию “невротического круга”, т. к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению. Например, пьяница, на вопрос, почему он пьет, отвечает: “Потому, что мне совестно”, “Совестно, что я пью”.

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего “реального Я”, в пользу иррационального “идеального Я”, позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезовасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу. Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности.

Фокус терапии, предлагаемой Хорни, - восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути. Причем Хорни не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению переживаний. Психотерапия, считает Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.