Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по истории психологии - Психологические воззрения Д. Локка.

Cмотрите так же...
Шпаргалки по истории психологии
Гуманистическая психология
Теория А. Маслоу.
Психологические воззрения Аристотеля
Теория К. Роджерса.
Гештальттерапия
Психологические воззрения Декарта.
Когнитивная психология
Психологические воззрения Д. Локка.
Теория личностных конструктов Келли.
Общая характеристика ассоцианизма
Психологические воззрения русских мыслителей 18 века.
В. Вундт и его вклад в психологию.
Психологические воззрения У. Джемса.
Классический психоанализ З. Фрейда.
Индивидуальная психология А. Адлера.
Аналитическая психология К. Г. Юнга.
Психологическая теория К. Хорни
Теория поля К. Левина.
Гештальтпсихология
Логотерапия К. Франкла.
Теория Ж. Пиаже.
Психоанализ.
В. М. Бехтерев и его вклад в психологию.
Психологическая теория Э. Фромма
Эпигенетическая теория Э. Эриксона.
Бихевиоризм: общий очерк развития.
Классический бихевиоризм Д. Уотсона.
Необихевиоризм
«Теория деятельности А. Н. Леонтьева.
Культурно – историческая теория Л. С. Выготского.
Г. Г. Шпет и проблемы социального бытия человека.
Б. М. Теплов и его вклад в психологию.
Философско-психологические воззрения С. Л. Рубинштейна.
П. П. Блонский и его вклад в психологию.
Физиология активности Н. А. Бернштейна и ее влияние на психологию.
Французская социологическая школа.
А. Р. Лурия и его вклад в психологию.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера.
Социобихевиоризм
И. П. Павлов и его влияние на психологию
Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России
И. М. Сеченов и его вклад в психологию
Герцен и Чернышевский и их вклад в психологию.
«Понимающая психология
Развитие экспериментальной психологии в России
В. Райх и его вклад в психологию.
Экзистенциальный анализ
Психологические воззрения в Средние века
Открытый кризис в психологии
Развитие идей Л. С. Выготского его учениками и последователями
Психоанализ и педология, их судьба в России
All Pages

 

Психологические воззрения Д. Локка.

Локк сторонник эмпирического изучения явлений или процессов сознания (прежде всего, познавательных процессов) без специальных дискуссий о природе души... Он колеблется и прямо не говорит, является ли она телесной или духовной. Но главное, что этот вопрос безразличен для него в плане эмпирического изучения явлений сознания.

Локк эмпирик и в другом отношении. Путем длительных рассуждений, основанных на вполне реальных эмпирических наблюдениях, накопленных к тому времени в различных дисциплинах, Локк приходит к выводу о том, что все содержание нашего сознания - идеи, как он говорил, - есть результат нашего опыта, т. е. они существуют в сознании не с рождения, а приобретены прижизненно.

Локк доказал, что нет врожденных нравственных принципов. Т. о. все идеи (идея - это элемент всякого знания, в том числе и ощущение) нашего сознания происходят из опыта, и Локк различает два вида опыта:

-объект

ты ощущения - один источник идей - это богатый источник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум;

-второй источник идей - так называемая рефлексия, потому что он (источник идей) доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя.

Т. о., Локк считает, что ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлектировать (т. е. наблюдать) эту свою деятельность. Тем самым, он обосновывает метод изучения собственной психической деятельности - метод “внутреннего восприятия”, “самонаблюдения”, который долгое время считался в психологии единственным методом познания собственной душевной деятельности. “Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме”. Т. о. существует только один путь проникновения в сознание - путь внутреннего восприятия собственных психических процессов.

Локк стоит у истоков одной педагогической концепции - эта концепция эмпирического обобщения. Однако по Локку общее значит одинаковое, тогда как у Спинозы и в концепции Давыдова - существенное. А проявиться сущность может и вовсе неодинаково.

Т. о. сложные идеи образуются благодаря активной деятельности разума.

Картина сознания, нарисованная Локком, выглядит следующим образом:

простые идеи - это своего рода “атомы”, т. е. элементы сознания, далее не делимые. Возникают они в сознании пассивно, как только соответствующий предмет появится перед глазами. Ум определенным образом может обрабатывать эти идеи: сравнивать их друг с другом, выделять общее и так далее. В процессе развития человека фактически не происходит никакого развития операций ума: они наличествуют - и все.