Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экспериментальной психологии - Становление экспериментального метода в психологии

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экспериментальной психологии
Методология экспериментальной психологии
Психологическое измерение
Виды психологических измерений
Экспериментальная психология и педагогическая практика
Программа научного исследовани
Предмет и объект исследования
Научная проблема и гипотеза
Этапы научного исследования
Классификация методов психологического исследования
Неэкспериментальные методы в психологии
Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Значение экспериментального метода для развития психологии
Становление экспериментального метода в психологии
Виды эксперимента
Организация и проведение психологического эксперимента
Основные характеристики психологического эксперимента
Возможности применения эксперимента в деятельности педагога
Экспериментатор и испытуемый, их личность и деятельность
Экспериментальное общение
Права испытуемого и их соблюдение
Этика научного исследования, ее основные принципы
Основные способы познания и освоения действительности
Методы сбора данных
Личность испытуемого и экспериментатора
Наблюдение как метод научной психологии
Метод самонаблюдения
Психодиагностика
Виды психологических тестов
Задачи психодиагностики и область ее применения
Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики
All Pages

Становление экспериментального метода в психологии.

Наиболее важными характерными признаками науки являются:

а) систематический характер входящих в ее состав знаний;

б) пользование определенными методами исследования;

в) пользование лишь допускающими проверку объяснительными ги­потезами.

Г. Эббингауз говорил, что у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Сам термин «психология» был предложен в 1500 г. профессором из Марбурга Гоклениусом [16]. Согласно другим источни­кам термин «психология» (наука о душе) в науку ввел немецкий философ Учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф в 1732 г.

Психология прошла долгий путь к тому, чтобы стать самостоятельной наукой — от донаучной «бытовой» психологии, через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии, к построению психологии как естественной науки.

1. Донаучная психология. На этом этапе человек познавал другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и общения. В основе донаучной психологии лежит здравый смысл. Это та психология, которую народ создает еще до психологов, по мнению П. Жане

Разумеется, «этап донаучной психологии» не завершился в Средние века, когда психологические проблемы привлекли внимание философов. «Бытовая» психология и ее основной инструмент «здравый смысл» и се­годня сопровождают нас в нашей жизни. Хороший писатель как «специа­лист по бытовой психологии» даст сто очков вперед многим из «научных психологов» с университетскими дипломами. Достаточно при этом вспом­нить Ф. М. Достоевского.

2. Философская психология — развитие психологической тематики в рам­ках той или иной философской системы.

Уже в античной философии были выдвинуты:

• идея закона как инвариантного отношения, проявляющегося в ва­рьирующихся условиях исследования;

• идея сохранения первозданной субстанции, этических начал, не­изменного начала и т. д. в зависимости от философской школы.

В основе философского решения психологических проблем лежат абст­рактные, логически выводимые принципы.

Лишь в XVII в. проб­лема познания человека приобрела свою специфику.

3. Научная психология. Научная психология возникла не на пустом месте. Всю историю развития этой науки, включая «донаучный период», проводились исследования, которые мы сегодня могли бы назвать психо­логическими. Например, еще в III в. н. э. епископ Немеций установил, что зрение не может одновременно охватить более 3—4 элементов.

Первые данные о психологических экспериментах, пишет К. А. Ра-муль, появились только в XVI в., но уже довольно много упоминаний о них относится к XVIII в. К. А. Рамуль отмечает, что:

1) первые психологические опыты носили случайный характер и не
были поставлены с научной целью;

2) систематическая постановка психологических экспериментов с на­учной целью появляется только у исследователей в XVIII в.;

3) большей частью эти опыты были связаны с элементарными зри­тельными ощущениями .

Первым, кто заговорил об измерении в психологии, был X. Вольф. Например, он считал, что может измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством.

Однако - от опыта, о котором он говорил, до научного эксперимента было еще далеко.

К идее использовать в психологии математику пришел Гальтон. Он утверждал, что, пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоин­ство науки.

Первые психологи были час­то физиологами (Вундт, Бине, Павлов), а иногда врачами (Бехтерев) или физиками (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц) по образованию. Они по­дошли к психологическим проблемам как естествоиспытатели, при­выкшие подчиняться и доверять фактам больше, нежели умственным конструкциям. Наконец, они владеют искусством своей методологии, а иногда даже некоторой аппаратурой, позволяющей им, особенно в об­ласти ощущений, качественно и количественно варьировать стиму­ляцией.

В 1860 г. вышла в свет книга Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики». Этот труд по праву считается первым трудом по экспериментальной пси­хологии. Так родилась психофизика. Фехнер определил психофизику как «точную теорию об отношениях между душой и телом и вообще между физическим миром и психическим миром».

Вильгельм Вундт (1832—1920) превратил «эмпирическую» доэкспериментальную психологию в экспериментальную психологию. В созданной им в 1879 г. психологической лаборатории прошли подготовку психологи со всего мира, в том числе и из России. Фехнер раньше Вундта начал ис­следования, которые заложили основы естественно-научной психологии, но в лаборатории Вундта была создана первая научная психологическая школа.

Эббингауз в работе «О памяти» (1885 г.) уже приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии как установлению функциональ­ной связи между определенными явлениями и определенными фактора­ми.

В России развитие психологии шло по линии физиологической психо­логии. В 1870 г. Сеченов опубликовал статью «Кому и как разраба­тывать психологию?» На вопрос «Кому?» он ответил: «Физиологу»; на во­прос «Как?» — «Посредством изучения рефлексов». Эта позиция была совершенно оригинальной для того времени.

И. П. Павлов не был учеником Сеченова, но испытал на себе глубокое влияние его трудов. Павлов открыл условные рефлексы, которые он, впрочем, вначале называл психическими (1903).

В. М. Бехтерев был, скорее, психиатром, нежели физиологом. Бехтерев создал термин «рефлексология», которую он определял как «научную дисциплину, предметом которой является изуче­ние ответных реакций на внешние или внутренние раздражения».

Таким образом, Павлов и Бехтерев раньше Уотсона основали объек­тивную психологию, хотя и не называли ее психологией.

Создатель ленинградской школы психологии Б. Г. Ананьев особо под­черкивал роль эксперимента в психологическом исследовании. Психоло­гия как наука, началась с введения эксперимента в свой арсенал методов и на протяжении уже почти 150 лег успешно пользуется этим инструментом получения данных. Но в течение всех этих 150 лет не прекращаются спо­ры о принципиальной возможности применения эксперимента именно в психологии.