Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экспериментальной психологии - Основные характеристики психологического эксперимента

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экспериментальной психологии
Методология экспериментальной психологии
Психологическое измерение
Виды психологических измерений
Экспериментальная психология и педагогическая практика
Программа научного исследовани
Предмет и объект исследования
Научная проблема и гипотеза
Этапы научного исследования
Классификация методов психологического исследования
Неэкспериментальные методы в психологии
Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Значение экспериментального метода для развития психологии
Становление экспериментального метода в психологии
Виды эксперимента
Организация и проведение психологического эксперимента
Основные характеристики психологического эксперимента
Возможности применения эксперимента в деятельности педагога
Экспериментатор и испытуемый, их личность и деятельность
Экспериментальное общение
Права испытуемого и их соблюдение
Этика научного исследования, ее основные принципы
Основные способы познания и освоения действительности
Методы сбора данных
Личность испытуемого и экспериментатора
Наблюдение как метод научной психологии
Метод самонаблюдения
Психодиагностика
Виды психологических тестов
Задачи психодиагностики и область ее применения
Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики
All Pages

Основные характеристики психологического эксперимента.

Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испытуемых. В неэкспериментальных исследованиях, как правило, все группы равноценны, поэ­тому проводится их сравнение.

По формальным основаниям выделяется несколько типов экспе­риментального исследования.

Различают исследовательский (поисковый) и подтверждающий эксперимент. Различие их обусловлено уровнем разработанности проблемы и наличием знаний о связи зависимой и независимой переменных.

Поисковый (эксплораторный) эксперимент проводится тогда, когда неизвестно, существует ли причинная связь между независимой и зависимой переменными. Поэтому поисковое исследование направлено на проверку гипотезы о наличии или отсутствии причинной зависимости между переменными А и В.

В случае если существует информация о качественной связи между двумя переменными, то выдвигается гипотеза о виде этой связи. Тогда исследователь проводит подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, в котором выявляется вид функциональной количественной связи между независимой и зависимой переменной.

В психологической исследовательской практике для характерис­тики различных видов экспериментального исследования исполь­зуются также понятия "критический эксперимент", "пилотажное исследование", или "пилотажный эксперимент", "полевое исследо­вание", или "естественный эксперимент".

Критический эксперимент прово­дится для того, чтобы одновременно проверить все возможные ги­потезы. Подтверждение одной из них ведет к опровержению всех дру­гих возможных альтернатив. Постановка критического эксперимента в психологии требует не только тщательного его планирования, но и высокого уровня разработки научной теории. Поскольку в нашей нау­ке преобладают не дедуктивные модели, а эмпирические обобщения, исследователи крайне редко проводят критический эксперимент.

Термин "пилотажное исследование" применяется для обозначе­ния пробного, первого, эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед "большим", трудоем­ким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без стро­гого контроля внешних переменных. Надежность данных, получае­мых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, пла­нированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить "зону поиска", конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения "большого" исследования.

Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными переменными в повседневной жизни, например между ста­тусом ребенка в группе и количеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевое исследование (или полевой эксперимент) относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы и распределять внутри их испытуемых, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях "полевой", или естественный, эксперимент — единст­венно возможный способ получения научной информации (в пси­хологии развития, этологии, социальной психологии, в клиничес­кой психологии или психологии труда и т.д.). Сторонники "естест­венного эксперимента" утверждают, что лабораторный эксперимент является искусственной процедурой, дает экологически невалидные результаты, поскольку "вырывает" испытуемого из контекста повседневной жизни. Но в полевых исследованиях ошибок, помех, влияющих на точность и надежность данных, неизмеримо больше, чем в лабораторном исследовании. Поэтому психологи стремятся плани­ровать естественный эксперимент максимально близко к схеме про­ведения лабораторного эксперимента и перепроверять результаты, полученные "в поле", более строгими процедурами.