Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экономической психологии - Нравственно-психологическая регуляция экономической активности

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экономической психологии
История концепций экономический человек, человек обменивающий
Предмет и актуальные задачи экономической психологии
Когнитивные компоненты экономического поведения
Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении
Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения
Экономическое сознание как регулятор поведения
Формирование экономического сознания
Экономическая социализация детей
Понятие и содержание экономической активности личности и группы
Нравственно-психологическая регуляция экономической активности
Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика
Модели и типы принятия экономического решения.
Мотивы экономического эгоизма и альтруизма
Исследование денег в макроэкономике
Типы денежного поведения личности
Гендерные различия денежных аттитюдов
Социально-психологические факторы отношения к деньгам
Модели поведения налогоплатильщика
Основные факторы потребительского выбора
Психологическая характеристика деятельности торговых агентов
Проблема бедности в психологии
Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям
Психологические проблемы качества жизни
Психология спроса и накопления
Социокультурные основы российского рынка труда
Роль психологических факторов в сфере производства
Социально-психологические проблемы смены форм собственности
Предпринимательство как деятельность и поведение
Сверхвыбор и приемы преодоления его давления
All Pages

Нравственно-психологическая регуляция экономической активности.

Психологическое отношение к соблюдению нравственных норм представлено в сознании субъекта в виде мотивов, намерений и готовности совершать поступки, связанные с нравственной регуляцией. Использование понятия отношения к соблюдению нравственных норм позволяет насколько это возможно приблизиться к прогнозированию реального поведения личности. Для эффективного решения этой задачи необходимо определить основные детерминанты нравственной регуляции поведения личности. На моральное поведение индивида (MB) влияют существующие в обществе нормы морали (MN), которые имеют культурно-историческую и социально-групповую специфику, а также условия среды (Е). Восприятие

и интериоризация норм зависит от особенностей личности (Р). Существенное влияние может оказывать возраст и жизненный опыт индивида, то есть фактор времени (Т). Специфика поведения определяется также особенностями ситуации (S), в которую включены другие люди. Концептуальным является положение о том, что индивид руководствуется различными правилами поведения по отношению к разным группам из его социального окружения, то

есть по отношению к людям, находящимся на разной психологической дистанции (PD). Можно представить моральное поведение как функцию переменных: MB = f (MN, E, P, S, PD, T,...).

Многие перечисленные переменные не являются независимыми, между ними существует сложная система связей и влияний. Так, например, личностные особенности (Р) определяются возрастом и жизненным опытом индивида (Т), а ситуации, в которых он оказывается (S), во многом являются функцией его индивидуальных особенностей (Р) и условий среды (Е). Принятые в обществе моральные нормы (MN) меняются со временем (Т) и определяются особенностями жизни конкретного сообщества (Е). И наконец, психологическая дистанция (PD) может рассматриваться как интегральная характеристика социальной ситуации (S).

Для исследования психологических отношений нравственности субъектов экономической активности необходимо четко определить объект — социальные группы, рассматриваемый временной промежуток и условия жизнедеятельности этих групп в конкретный исторический временной период. Ограничив объект изучения российскими субъектами эконом активности 90-х годов XX века, мы, таким образом, зафиксировали часть детерминант морального поведения. Как было показано выше (рис. 2.1), на отношение к соблюдению нравственных норм соврем российских

предпринимателей и менеджеров оказывают влияние следующие группы факторов: условия жизнедеятельности современного российского бизнеса, отношения нравств-ти в группах, к которым бизнесмены принадлежали до начала реформ и др.

Представленные на рис. 2.1 внешние и внутренние факторы наиболее значимы на уровне социальных групп. Система детерминант отношения к соблюдению нравственных норм на уровне личности выглядит следующим образом(рис. 2.3). Важную роль играет принадлежность к определенным социальным группам. Безусловно, значимыми являются индивидуально-психологические особенности (в частности, ценностныеориентации и стадии морального развития личности).

clip_image006