Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экономической психологии - Психологические проблемы качества жизни

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экономической психологии
История концепций экономический человек, человек обменивающий
Предмет и актуальные задачи экономической психологии
Когнитивные компоненты экономического поведения
Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении
Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения
Экономическое сознание как регулятор поведения
Формирование экономического сознания
Экономическая социализация детей
Понятие и содержание экономической активности личности и группы
Нравственно-психологическая регуляция экономической активности
Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика
Модели и типы принятия экономического решения.
Мотивы экономического эгоизма и альтруизма
Исследование денег в макроэкономике
Типы денежного поведения личности
Гендерные различия денежных аттитюдов
Социально-психологические факторы отношения к деньгам
Модели поведения налогоплатильщика
Основные факторы потребительского выбора
Психологическая характеристика деятельности торговых агентов
Проблема бедности в психологии
Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям
Психологические проблемы качества жизни
Психология спроса и накопления
Социокультурные основы российского рынка труда
Роль психологических факторов в сфере производства
Социально-психологические проблемы смены форм собственности
Предпринимательство как деятельность и поведение
Сверхвыбор и приемы преодоления его давления
All Pages

Психологические проблемы качества жизни.

Политические и социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране, вызывают необходимость адекватных изменений  как во внутреннем мире современного человека, так и в  поиске  новых, взаимообогащающих отношений с обществом, конкретными людьми, окружающим миром вообще.  Критерием эффективности таких изменений может служить, по нашему мнению, показатель качества жизни человека. Актуальность изучения проблем качества жизни продиктована и теми негативными процессами в современном российском обществе, которые  затрагивают  личностное бытие человека – дезориентация в ценностно-смысловых понятиях, ощущение так называемого «экзистенционального вакуума», бессмысленности существования, дезадаптация и десоциализация. В настоящее время теоретическое и практическое решение вопросов качества жизни  становится  источником дальнейшего развития общества и проблемой  сохранения, выживания человечества.

Понятие «качество жизни»  появилось  в конце 50 гг. и активно развивалось в 60-70 гг. прежде всего в зарубежной социологии.

В отечественной научной литературе термин «качество жизни» используется  в основном   для характеристики социально-экономических условий существования  и трактуется как  субъективная оценка человеком достигнутого уровня материального благосостояния, включающего и удовлетворение духовных потребностей и запросов.

Некоторые отечественные исследователи рассматривают определение качества жизни через  ощущение благополучия или удовлетворенности  определенными аспектами жизни. 

Исследования социально-психологических факторов качества жизни человека в современном обществе  как в отечественной,  так и зарубежной литературе представлены  либо отдельными публикациями, либо рассматриваются в рамках изучения других феноменов: смысл жизни; счастье; образ жизни и т. д. Решение  проблемы качества жизни  нуждается в более детальном и научно обоснованном изучении социально-психологических аспектов данного феномена, определении его содержания,  индикаторов,  механизмов и детерминант развития. Это  позволит усовершенствовать процессы социализации личности, разработать более совершенные системы  психодиагностики и  психокоррекции дисгармоничных состояний, оказывать психолог помощь  в ситуациях экзистенц-х проблем и т. д.

По нашему мнению, наиболее полно и многосторонне  качество жизни может быть определено как  сложный социально – психологический феномен, проявляющийся в гармоническом взаимодействия духовного,  психологического, социального и физического  здоровья личности. Механизмом формирования и развития качества жизни являются ценности и ценностные ориентации личности. Духовное здоровье предполагает наличие общечеловеческих ценностей; гуманистич-го мировоззрения; устойчивого смысла своего существования; активно-созидательной  жизн-й позиции; осознание гармонич-ой связи своего бытия, всех событий  и явлений мира.

Состояние психологического здоровья может выражаться в наличии у человека  целостной и стабильной позитивной «Я»-концепции, возможностью эмоционально-волевой саморегуляции, гармонично  развитой иерархией мотивационно-потребностной сферы, творческим потенциалом для развития и самосовершенствования.                     

Социальное здоровье обеспечивает человеку  возможность конструктивных взаимоотношений с окружающими на основе сотрудничества, взаимного личностного роста; быструю и эффективную адаптацию  к изменяющимся социальным условиям.

Телесное (соматическое) здоровье проявляется через высокий энергетический потенциал организма; хорошее физическое самочувствие; стойкий иммунитет к заболеваниям, нормальное функционирование всех систем организма.

Теоретические и эмпирические исследования Г.М. Андреевой (1980), М.И. Бобневой (1978), Д.А. Леонтьева (1975), С.Л. Рубинштейна (1939); G. Tomas и F. Znanezki (1918-1920), I. Museka (1973), C. Kluckhoh (1951)  выявляют особую значимость ценностей  как социально-психологических образований. Являясь составляющими мотивационно-потребностной сферы, они выполняют роль важнейших регуляторов поведения личности; представляют  собой некие идеальные конечные цели для индивида; определяют возможность принимать решения в ситуациях выбора; активизируют и направляют деятельность человека. В то же время ценности, выступая в роли оценок индивидумом действительности, других и самого себя, служат основанием для познания и конструирирования моделей социального мира. Ценности выступают побудительной силой pазличных видов активности личности: познание, духовное самосовеpшенствование, социальное поведение и т.д.

В пpоцессе фоpмиpования целостного миpа человека ценности выполняют интегpативную pоль, побуждая к поиску смысла. Поиск смысла является одной из основных человеческих потpебностей, опpеделяющих его индивидуальность, его «Я». Личностный смысл ценности пpедставляет собой непосpедственное значение ценности, обосновывает индивидуальное сознание и выступает как основание замысла деятельности. Смысл предстается в виде возможности ценностного существования как специфического способа  человеческого бытия. Проблема смысла неразрывно связана с вопросом высших ценностей человеческого существования. Изучение проблемы смысла в данном контексте связано с построением иерархии ценностей и выявлением критериев значимости.  Переживание осмысленности жизни в процессе  самореализации и самоактуализации часто сопровождается состоянием счастья, гармонии, душевного здоровья, полноты жизни,  что и определяет  феномен качества жизни.

Развиваясь на протяжении всего онтогенетического периода личности, ценностные ориентации приобретают новое качественное преобразование в подростковом и юношеском возрасте. Формирование ценностных ориентаций в подростковый период оказывает влияние  на становление характера и личностного развития в целом. В связи с необходимостью определения жизненных целей в юности совершается переход к сознательному выбору системы ценностей. В этом возрасте интенсивно осуществляется процесс социализации, которая в русле рассмотрения данной проблемы представляет собой процесс усвоения социальных ценностей.