Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по экономической психологии - Экономическая социализация детей

Cмотрите так же...
Шпаргалки по экономической психологии
История концепций экономический человек, человек обменивающий
Предмет и актуальные задачи экономической психологии
Когнитивные компоненты экономического поведения
Проявление закона Йеркса-Додсона в экономическом поведении
Мотивационно-волевые компоненты экономического поведения
Экономическое сознание как регулятор поведения
Формирование экономического сознания
Экономическая социализация детей
Понятие и содержание экономической активности личности и группы
Нравственно-психологическая регуляция экономической активности
Девиантные формы экономического поведения и теневая экономика
Модели и типы принятия экономического решения.
Мотивы экономического эгоизма и альтруизма
Исследование денег в макроэкономике
Типы денежного поведения личности
Гендерные различия денежных аттитюдов
Социально-психологические факторы отношения к деньгам
Модели поведения налогоплатильщика
Основные факторы потребительского выбора
Психологическая характеристика деятельности торговых агентов
Проблема бедности в психологии
Психологические проблемы адаптации личности к рыночным условиям
Психологические проблемы качества жизни
Психология спроса и накопления
Социокультурные основы российского рынка труда
Роль психологических факторов в сфере производства
Социально-психологические проблемы смены форм собственности
Предпринимательство как деятельность и поведение
Сверхвыбор и приемы преодоления его давления
All Pages

 Экономическая социализация детей

Возраст 1-3 лет Первые проявления экономических отношений – чувство собственности, отношение к «моим» игрушкам. Попытки присвоения предметов. С родителями выясняют, где чье. Потом – в детском саду с другими детьми. Ближе к 4 годам проявляется возможность обмена.

В этот период проявляется и первичная оценка благосостояния семьи.

Возраст 4-7 лет Социализация детей старшего дошкольного возраста имеет различные направленности и виды, в частности, одним из ее видов является экономическая социализация как одна из актуальных в данный момент развития российского общества. На настоящий момент ни в зарубежной, ни в отечественной социальной психологии нет единого мнения об институтах и стадиях прохождения социализации детьми старшего дошкольного возраста, но все авторы сходятся на том, что существуют значимые отличия социализации детей от социализации взрослых, выражающиеся в качественном протекании процесса.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут выступать самостоятельными потребителями и покупателями некоторых товаров и услуг, что в  ряде случаев не одно и тоже, так как дети старшего дошкольного возраста не всегда владеют собственными денежными средствами для выполнения роли покупателя.

В качестве условий формирования потребительского поведения выступают наличие свободных денежных средств, практический опыт в приобретении товаров и услуг, а также доступность к различным источникам экономической информации.

У детей, являющихся субъектами потребления товаров, преобладают установки на рациональное потребительское поведение в выборе товаров и услуг.

На основании выявленных зависимостей можно говорить о том, что именно наличие практического опыта и свободных денежных средств формируют у детей старшего дошкольного возраста потребительское поведение и способствуют успешности прохождения потребительской социализации.

По результатам проведенного исслед-ия можно утверждать, что дети, имеющие доступ к техн-им источникам информации, легче воспринимают знаковую систему и испытывают к ней большее доверие, нежели к соц источникам информации, то есть мнению родителей и сверстников, что позволяет выделять «технокранизацию» как новый и на данный момент ведущий тип общения ребенка со средой.

Наиболее детальный анализ полити­ки родителей в области карманных де­нег проделали Дж. и Е. Ньюсоны. Они изучили более 700 7-летних детей. Большинство из них регулярно получа­ли некоторую сумму карманных денег, которая определялась сложной системой поощрений и наказаний. Более 50% могли рассчитывать на дополнительную сумму, выделяемую по их просьбе. Ис­следователи обнаружили любопытные раз­личия в практике выделения и расходо­вания карманных денег: дети из семей среднего класса получали в полтора-два раза меньше денег, чем дети из рабочих семей, но откладывали в два раза боль­ше. Более половины детей неквалифи­цированных рабочих и только 10 % де­тей специалистов с высшим образовани­ем тратили всю сумму карманных денег в течение недели.

Наблюдения российских педагогов подтверждают эту закономерность: у де­тей из бедных и неблагополучных семей чаще появляются относительно крупные суммы денег, подаренные кем-то из родственников. Иногда дети из нуждающихся семей сами ищут способы заработать.

Ученик 11-го класса подарил однокласснице на 8 Марта дорогие французские духи. Учительница сделала маме мальчика замечание, что та дает ему слишком много карманных денег. «Ничего не могу поделать, — ответила мама. — Ребенок снялся в телевизионной рекламе, и вся семья живет на его деньги уже третий месяц».

Дети старшего дошкольного возраста (по Пиаже это первая стадия потребительской социализации), на наш взгляд, могут выступать в роли потребителей товаров и услуг, т.к. их познавательная и речевая деятельность готова к выбору и оценке товара. Дети дошкольного возраста способны активно исполнять роли потребителей товаров и услуг, и лишь в ряде случаев, при наличии определенных социально-экономических условий, а именно самостоятельно распоряжаться имеющимся доходом, могут выступать в роли покупателя. (Фенько)

Первое знакомство ребенка с миром экономических отношений происходит при помощи денег: ребенок тратит свои карманные деньги, видит, как родители оплачивают свои покупки в магазинах и пр., следовательно, чтобы ребенок, став взрослым, мог хорошо разбираться в экономике и, таким образом, имел бы возможность плодотворно заниматься предпринимательской деятельностью, ему обязательно нужно усвоить роль и природу денег. Дети начинают понимать, что такое деньги, приблизительно в возрасте 4-5 лет, однако лишь половина детей этого возраста более или менее разбирается в достоинстве монет; к 9-10 годам ребенок усваивает представления о «цене» денег. Именно личный опыт обращения ребенка с деньгами, а не возраст, интеллект или социоэконом условия, в которых находится семья, оказывает главное влияние на развитие экономических представлений ребенка. Этот последний вывод был получен, в частности, в работе Р. Саттона.

Характер получения денег влияет, по мнению А.С. Валявского, на формирование отношения к труду. Он считает, что сензитивным периодом для этого является возраст 5-7 лет, когда у ребенка преобладает установка на помощь другому и ощущение радости от труда ради другого. После 7 лет, при условии использования денег как вознаграждения, закрепляется представление о любой работе как виде деятельности, направленной на индивидуальную выгоду. В условиях отечественного культурного пространства распространенно мнение о том, что детям не следует давать деньги, так как это их «портит». Излишним, на наш взгляд, будет говорить о том, что это не только нарушает связь поколений, но деформирует процесс формирования экономических представлений и навыков ребенка, а так же нарушение развития мотивационной сферы дошкольника. (Гусева)

Французский исследователь Д. Лассаре считает, что система карманных денег эффективна только в том случае, когда она сочетается с обсуждением фи­нансовых вопросов в семье. Он предпо­лагает, что смысл выплат родителями кар­манных денег меняется по мере разви­тия ребенка и служит для контроля его растущих требований.

В 1996 году в Великобритании дети 5-7 лет тратили примерно 2,41 фунта в неделю (Walls Monitor, 1996).