Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 1 - Структура творческих способностей.

Cмотрите так же...
Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 1
Эмпирический подход к изучению проблемы способностей, одаренности
Вклад А. Бине и его последователей в разработку идеи интеллектуальной одаренности
Проблема способностей и одаренности в трудах отечественных психологов
Структура творческих способностей.
Уровни развития способностей: одаренность, талант и гениальность
Обучаемость как общая способность
Познавательная потребность
Групповые факторы и S-факторы в теории интеллекта Ч. Спирмена
Структура интеллекта Дж.Гилфорда.
Концепция одаренности Дж. Рензулли
Рабочая концепция одаренности
Одаренность как проблема средовой и генотипической детерминации развития личности
Проблема прогнозирования развития
Сущность понятий одаренные дети и детская одаренность
Формы проявления одаренности
Гетерохрония и диссинхрония в развития одаренных детей.
Особенности развития познавательной сферы одаренных детей
All Pages

 

Структура творческих способностей.

Понятие “творческие способности”, его место в структуре способностей. Общие умственные способности подразделяют на познавательные и творческие способности. В. Н. Дружинин общие способности делит на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания) и креативность  – общая творческая способность (преобразование знаний). Как уже было указано, вопрос изучения психологической природы креативности является одним из самых дискуссионных. Ученые не достигли согласия по поводу того, существует ли вообще креативность или она является научным конструктом?

Одно из пониманий креативности – необычные проявления ординарных процессов, т. е. процессу креативности его сторонники отказывают в самостоятельности. С. Герберт старается доказать, что ординарные когнитивные процессы, трансформированные определенным образом, достаточны для открытий. Таким образом, проявляется скептическое отношение к креативности, как самостоятельному, отличному от других процессу. Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, выделенных В. Н. Дружининым: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, опираясь на полученные корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление. Исследователи (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.) делают вывод: высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Однако у креативности как самостоятельного процесса тоже есть защитники. Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности факторов неинтеллектуальных, в первую очередь темперамента. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода работ Дж. Гилфорда. В основе его концепции лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как “тип мышления, идущего в различных направлениях”. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новое свойство его использования; 3) образная адаптивная гибкость – способность изменять форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей в нерегламентированной ситуации. Позже Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

1. способность к обнаружению и постановке проблем;

2. способность к генерированию идей;

3. способность к продуцированию идей – гибкость;

4. способность нестандартно отвечать на раздражители – оригинальность;

5. способность к усовершенствованию путем добавления деталей;

6. способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П. Торранс. Под креативностью Торранс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях и др.

Креативность рассматривалась Торрансом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности. Позже М. Воллах и Н. Коган дали критику работ Гилфорда и Торранса, указывая, что перенесение тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привело к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ. Эти авторы высказываются против ограничения времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответов (точности ответов).