Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2 - Диагностика одаренности как многоуровневая система

Cмотрите так же...
Шпаргалки по психологии одарённости. Часть 2
Диагностика одаренности как многоуровневая система
Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
Методы диагностики способностей
Экспресс-диагностика и долговременные организационно-педагогические модели исследования одаренности
Понятие специальной одарённости
Психология социальной одаренности
Понятие социальный интеллект в психологии
Психология художественной одаренности
Психология творческой одаренности
Психомоторная одаренность
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ
ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, РАБОТАЮЩИХ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Организация и проведение внеклассных мероприятий с одаренными детьми
Ранняя профессионализация одарённых детей
Одаренность и синдром дефицита внимания
Роль раннего детства в формировании и развитии одарённости
Организация работы психолога с одаренными детьми в учреждениях образования
All Pages

 

Диагностика одаренности как многоуровневая система.

Принято считать, что диагностика детской одаренности - про­блема психологическая. В психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях: тео­ретическом и методическом (психометрическом). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической прак­тике. Условно эти уровни можно обозначить как «теоретический» и «методический».

Первый уровень (теоретический) предполагает определение концепции одаренности, выяснение вопроса о том, кого и по ка­ким критериям можно отнести к одаренным. Второй уровень (методический) предполагает разработку в соответствии с приня­той концепцией самих диагностических процедур - методик, по­зволяющих идентифицировать одаренных. Этот подход при пер­вом рассмотрении представляется вполне логичным и самодоста­точным. Однако массовая образовательная практика свидетельст­вует о том, что это не так.

У данной проблемы есть и другой, не менее важный, с точки зрения образовательной практики, аспект. Известно, что один и тот же ребенок по одной и той же психодиагностической мето­дике (либо пакету методик) в разных условиях может показы­вать разные результаты. Это постоянно встречающееся явление нередко склонны приписывать либо неправильно сформулиро­ванной концепции одаренности, либо несовершенству разрабо­танных в соответствии с ней психометрических методик, кото­рые критикуют за недостаточную надежность и валидность.

Между тем истинная причина этого явления часто кроется со­всем в другом. Исследования и педагогическая практика показы­вают: результаты диагностики становятся значительно более объ­ективными, если обследование продумано с организационно-педагогической точки зрения. Таким образом, проблема диагно­стики одаренности может и должна рассматриваться еще на од­ном уровне. Назовем его условно «организационно-педагоги­ческим».

 

Методики диагностики одаренности для психологов.

Методики диагностики детской одаренности для психологов традиционно разрабатывались и продолжают разрабатываться довольно ин­тенсивно. В последнее время эти материалы активно публикуются в отечественной печати. Наибольшей популярностью при диагно­стике детской одаренности у российских психологов пользуются: «прогрессивные матрицы Дж. Равена», «тест Д. Векслера», невер­бальный и вербальный варианты теста П.Торренса, многочис­ленные методики, направленные на определение эффективности познавательных процессов, и многие другие. Их использова­ние требует большой подготовки и временных затрат, что делает их малопригодными для практических целей.

Выгодно отличается в этом смысле методика Дж. Равена (конвергентное мышление) и П.Торренса (дивергентное мышле­ние). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к ди­агностическим методикам (валидность, надежность, дискрими-нантность и др.), и не требуют больших временных затрат при об­следовании детей и обработке результатов.

Примеры методик

1)Концептуальной основой теста П.Торренса (дивергентное мышле­ние) послужила теория дивергентного мышления Дж. Гилфорда, в рамках которой было провозглашено существование творческих способностей наряду с интеллектуальными и описано их психологическое содержание.

Тест Е. Торренса состоит из вербальной (7 субтестов) и образной (3 субтеста) батарей. Таким образом, интегральная оценка креативности получается в результате измерения целого комплекса составляющих ее характеристик, что существенно повышает достоверность получаемых результатов по сравнению с другими тестами на креативность.

Тест Е. Торренса позволяет оценить уровень развития: 1) вербального творческого мышления, 2) образного творческого мышления, 3) частных творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности, способности видеть суть проблемы, способности сопротивляться привычным решениям).

В полный комплект поставки входят Методическое руководство, бланки ответов и фиксации результатов, Цветное приложение (иллюстрация первичной обработки образных субтестов) и комплект стимульного материала (стимульная игрушка - слон, цветные самоклеящиеся фигуры и др.). В Методическом руководстве подробно описаны психодиагностическая процедура и алгоритм обработки результатов, приведены нормативные данные для возрастного диапазона 5-17 лет, а также протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования.

2)Прогрессивные матрицы Равена (ПМР)

Методика разработана Л. Пенроузом и Дж. Равеном для измерения уровня интеллектуального развития.

В настоящий момент существуют следующие варианты методики: "Стандартные Прогрессивные Матрицы", разработанные в 1938 году, "Цветные Прогрессивные Матрицы" (1947 г.) и "Продвинутые Прогрессивные Матрицы" (1941 г.).

К плюсу методики можно отнести сочетание со Словарными Шкалами, тест позволяет быстро получить информацию, обычно доступную только при использовании громоздких многофакторных тестов интеллекта.

Первой формой теста Прогрессивных Матриц были так называемые Стандартные серии. Они разрабатывались с целью охватить весь диапазон развития данной способности - от маленьких детей и испытуемых с интеллектуальной недостаточностью до взрослых и пожилых людей.

Шкала Стандартных Прогрессивных Матриц включает 60 графических рисунков и разделена на пять серий по двенадцать задач в каждой. Нарастание сложности происходит как внутри, так и между сериями.

Описанные серии впоследствии были расширены с целью обеспечить возможность более тщательного анализа способностей, относящихся к нижнему или верхнему границам диапазона. Были созданы Цветные Прогрессивные Матрицы (ЦПМ) и Продвинутые Прогрессивные Матрицы (ППМ).

Первые охватывают оценки нижнего квартиля полного диапазона способности, а вторые - верхнего. Все вместе эти тесты позволяют решить большую часть возникающих проблем.