Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ответы к экзамену по социальной психологии - Психологические механизмы взаимовлияния людей

Cмотрите так же...
Ответы к экзамену по социальной психологии
Предмет и проблематика социальной психологии
Дискуссия о предмете социальной психологии
Современные представления о предмете социальной психологии
Задачи социальной психологии и проблемы общества
История развития социально – психологических знаний
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии
Предпосылки возникновения социальной психологии
Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
Первые исторические формы социально-психологического знания
Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма
Экспериментальный период развития социальной психологии
Основные этапы развития отечественной социальной психологии
Характеристика методов социальной психологии
Этические проблемы в социальной психологии
Опросные методы и особенности их применения
Тесты в социально – психологических исследованиях
Транзактный анализ межличностных отношений
Проблема общения в социальной психологии
Место и природа межличностных отношений
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Единство общения и деятельности
Социально – психологические процессы и явления,
Общение как информационный процесс
Психологические механизмы взаимовлияния людей
Особенности психологической перцепции
Психологические механизмы взаимопонимания
Аттракция: психологическая сущность
Научное понимание общественной (групповой) психики
Малая социальная группа как объект социальной психологии
Анализ подходов к классификации социально – психологических процессов
Социально – психологические теории коллектива
Психологическая теория коллектива
Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива
Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
Психологические условия сплочения коллектива
Динамические социально – психологические процессы
Психологический анализ причин межличностных конфликтов
Динамика конфликта
Методы разрешения социальных конфликтов
Характеристика конфликта как социального – психологического феномена
Социальная и психологическая установка личности
Личность как предмет социальной психологии
Специфика социально-психологической проблематики личности
Понятие социализации
Социально – психологическая адаптация (дезадаптация) личности
Социально – психологическая роль личности
Социально – психологические проблемы педагогической деятельности
All Pages

 

Общение как интерактивный процесс. Психологические механизмы взаимовлияния людей

Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. это связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

1. групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация),

2. конкуренция (соперничество),

3. конфликт.

Межличностное взаимодействие — контакт двух или более субъектов активности, который может носить любую форму (непосредственную и опосредствованную, пролонгированную и сиюминутную, в связи с деятельностной ориентацией на какую-либо цель или в логике фактического общения, эмоционально насыщенную или нейтральную и т. д.), но при этом приводит к изменению их поведения, системы смысловых образований, характера взаимоотношений, деятельностно-установочного личного настроя и т. п.

Межличностное общение не только необходимый компонент деятельности,

осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.

Во взаимодействии людей каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта общения. Как субъект он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Как субъект, решающий по отношению к ним определенную задачу, он на них воздействует. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем он общается. Он оказывается объектом, которому они адресуют свои чувства, на который стараются повлиять, более или менее сильно воздействовать. При этом следует специально подчеркнуть, что это пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди сильно отличаются друг от друга характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может являть другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, оформление внешности, свои действия, естественно совершенно не задумываясь над тем, какой отклик они вызывают в тех, с кем он общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе именно то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было. Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей их индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними.

В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать в упомянутое своеобразие другой личности, определять свое отношение к ней, выбирать наиболее отвечающие, по их мнению, целям осуществляемого ими общения способы воздействия на эту личность.

Общение - межличностный и межгрупповой процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми с целью обмени инфо, мыслями, оценками, чувствами, эмоциями, установками, порождаемые пот-ми совместной д-ти. Общение пронизывает всю ч-ую жизнь. Общение - средство реализации межличностных взаимоотношений. Впервые в онтогенезе потребность в общении возникает в 2 месяца (комплекс оживлений). Одна из социально - психологических функций общения - интерактивная (общение как интеракция) - совместные действия людей. Занимается изучением форм организации совместной деятельности, типов взаимодействия в группах. Формы организации совместной деятельности в группе ( по Уманскому).
1. Совместно-индивидуальная форма. Это форма деятельности ориентированна на общий предмет труда: т.е группа создает общий результат на основе индивидуального вклада каждого участника группы. Например: учителя одной школы. Каждый работает индивидуально, но вместе создают учебный процесс. Бригада чертежников, кот работая совместно -выполняют индивидуальную работу.
2. совместно-последовательная форма  (конвейер). Когда один человек, выполнив свою работу по конвейеру, передает другому, др.др. При второй форме так же имеется общий предмет труда, но кроме этого имеется специально-ориентированный предмет труда.
3. совместно-взаимодействующая форма. Участники группы выполняют одновременно несколько действий или операций на одном и тои же предмете труда, но при этом каждый имеет свою узкую специализацию, т.е. выполняют некие действия. Нпрмр: сборка автомобиля на конвейере. Бригада хирургов. Это самая сложная форма взаимодействия, т.к. надо распределить роли и не мешать др. др. Требует слаженности и сработанности.
2.2.2 Типы взаимодействия группы
1. Бездействия, отсутствие совместного действия в группе. Обычно встречается на первых этапах формирования группы. Если группа существует долго, а бездействие сохраняется, то это неестественная ситуация.
2. Содействие. Наличие в группе отдельных совместных действий или операций для достижения общей цели.
3. Соучастие. Этот тип взаимодействия предполагает эмоциональную заинтересованность и эмоциональную включенность группы в совместную деятельность.
4. Кооперация. Сотрудничество. Это форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется сознательным объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном распределении между ними функций, ролей, обязанностей. Характеризует высокоразвитую группу, с высоким уровнем групповой сплоченности. Этот тип используют довольно часто.
5. Конкуренция (соперничество). Имеет 2 противоположные по содержанию формы А) не антогонистическое соперничество (соревнование). Соревнование- форма совместной деятельности, в процессе которой каждый участник стремится достичь лучших результатов, при этом другие участники рассматриваются как конкуренты, которых нужно ликвидировать. Соревнование проводится по ранее оговоренным и указанным правилам.
Б) антогонистическое соперничество- такая форма межличностного взаимодействия, когда индивидуальные или групповые цели достигаются в условиях противоборства с другими людьми или группами, добивающихся этих же целей. Имеет 2 разновидности: + противодействие- открытые, явные действия направленные против достижения другой стороной одинаковых целей. Открытая форма конфронтации. +  противостояние- носит длительный характер, скрытые/открытые формы, использует самые различные приемы нечестной игры. Нпрмр: шантаж.
В рамках интеракции изучают стили общения, конфликтное и бесконфликтное общение. В зарубежной соц психологии была создана теория символического интеракционизма. Это напрвление связано с именем Г. Мида. Мид пришел к выводу, что в становлении "Я" решающую роль играет взаимодействие. Но становление "Я" происходит во взаимодействии не потому, что люди есть простые р-ии на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется Лть, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в 2х формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим значимым другим. В соответствии с этим у ч-ка формируется и представление о себе самом, о своем "Я". Символический интеракционизм острее других теоретических ориентаций соц психологии поставил вопрос о соц детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования Лти. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен инфо и организация совместной д-ти.

Традиционно к социально-психологическим способам влияния относили внушение, заражение, подражание, убеждение. На самом деле к их числу также относятся слухи, рэкет, захват заложников, публичные террористические акты, аварии, эпидемии, митинги, демонстрации, голодовки, стачки, забастовки, акты самосожжения, использование средств массовой информации, модификация поведения, религия, мода, реклама, психотропное оружие. При этом способы влияния могут быть правовыми и анти-правовыми, стихийными и умышленными.

Внушение – неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изменения в его психологии и поведении.

Подражание – осознанное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений.

Манипуляции - это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Манипуляция — это скрытое управление личностью, такое психологическое воздействие на человека, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у партнера сохранялась иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; скрыт как сам факт воздействия, так и его цель. Манипулятор использует психологически уязвимые места человека — черты характера, привычки, желания, а также его достоинства, то есть все, что может срабатывать автоматически, без сознательного анализа.