Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» часть 4

Cмотрите так же...
Шпаргалки «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» часть 4
Оборудование для мойки автомобилей. Способы мойки автомобилей. Требования к оборудованию для мойки автомобилей
Определение параметров цикла в конце процесса сгорания.
Назначение, устройство конструкции и принцип действия датчиков кислорода.
Материалы, применяемые для подшипников качения (ПК). Основные виды повреждений ПК, критерии работоспособности, расчетные критерии ПК.
Корректировка эталонных нормативов пробега и трудоемкости ТО. Методы определения периодичности ТО
Классификация подъемно-транспортного оборудования и сооружений. Виды осмотровых канав и эстакад. Преимущества и недостатки осмотровых канав и эстакад
Назначение, устройство конструкции и принцип действия датчиков массового расхода топлива.
Конструктивные, технологические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и противопожарные мероприятия в системе безопасности жизнедеятельности.
Определение линейных размеров проемов и зазоров, а также размеров контрольных точек основания кузова.
Классификация чугунов. Применение.
Устройство индуктивных датчиков. Принцип действия на примере датчиков положения коленчатого вала и распределительного вала и ABS.
Первая помощь пострадавшему от электрического тока.
Производственный процесс ремонта машин.
Общие сведения о кузовах. Классификация кузовов.
Ответственность за нарушение норм и правил безопасности труда (согласно Трудового Кодекса РФ).
Определение понятий «Новое строительство», « Расширение», «Реконструкция», «Техническое перевооружение» предприятий ТС
Комплектование деталей и сборочных единиц, методы подбора деталей в комплекты.
Причины и характер изнашивания ЦПГ. Диагностика ЦПГ.
Эксплуатационные свойства автомобилей не связанные с движением.
Требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ.
All Pages

  Контрольные работы ЕТО, ТО-1, ТО-2

 

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЕТО:

-Осмотр авт-я и выявить наружные повреждения

-Проверка комплектности

-Состояние кабины, стекол, зеркал

-Состояние подвесок, колес, шин

-Действие приборов контрольных, освещения, сигнализации

-Проверка свободного хода рулевого колеса

-Работоспособность тормозов в движении и месте

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ТО1:

-ЕТО

-работы по трансмиссии и заднему валу

-свободный ход сцепления

-Люфты в шарнирных и шлицевых соединениях в кардане (шарнир Гука)

-Рулевое управление (герметичность, шаровые пальцы, опоры, измеряется люфт рулевого колеса)

-Тормозная система (проверка, регулировка действия тормозной системы, проверка работоспособности ручника)

-Ходовая часть (проверка тех. состояния узлов и деталей, состояния шин, давление в шинах)

-Кабина и кузов (работоспособность замков, петель и т.п.)

-Топливная система (герметичность соединения, и тех. состояние)

-Электрическое оборудование (очистка и проверка генератора, электрической проводки, аккумулятора)

-Смазочные и очистительные работы по карте смазки.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ТО2:

-ЕТО

-ТО1

-Система охлаждения (отопление)проверка

-Система смазки

-Диагностика цилиндров, шатунов

-По выпускным трактам, впускным (герметичность и т.п.)

-Герметичность во всех картерах и поддонах

-Трансмиссия, задний мост

-Рулевое управление (на стенде все углы)

-Балансировка

-проверка износа тормозного диска, барабана

-Пружины,рессоры, подшипники ступичные

-Ходовая часть( герметичность, состояние, параметры действия, состояния несущих элементов авт-я, сост-е колесных дисков, затяжка болтов, шин, регулирование или ремонт при необходимости)

-Кабина (ЕТО, ТО1, система отопления, резиновые уплотнения)

-Система питания (ЕТО, ТО1, качество приготовления смеси, топливный насос, бак, форсунки)

-Аккумуляторная батарея (проверка, восстановление)

-Генератор, стартер, реле – регулятор (щетки, кольца, подшипники, втулки скольжения)

-Приборы зажигания (катушка, свечи, провода, освещение, сигнализация)

-Смазочные работы


 

 Оборудование для мойки автомобилей. Способы мойки автомобилей. Требования к оборудованию для мойки автомобилей

 

Моющие средства:

-Щёлочные растворы. Содержат кальцинированную соду, едкий натрий, силикат натрия, соли фосфорной кислоты. Используются при химическом, электрохимическом и ультразвуковом обезжиривании детали

-Кислотные растворы. На основе кислот, поверхностно активных веществ, солей хлористого натрия. Используются для удаления с поверхности деталей ржавчины и масел.

-Органо-щелочные имульсии. На основе ПАФ и моноэталоламина. Используется для химического обезжиривания металлов и удаления жировых и маслянистых загрязнений и ржавчины.

-Органические моющие средства. Используются в качестве добавок в моющие растворы (ацетон, растворитель)

-Синтетические поверхностно активные вещества (СПАВ). Шампунь, моющие средства, водные растворы СПАВ смачивают поверхность, проникают в поры загрязнений и способствуют нарушения связи загрязнений. Молекулы СПАВ имеют гидро – фобногидрофильное строение, т.е. один край молекулы смачивается водой др. маслом, попадая на замасленную поверхность молекулы располагается так, что край молекулы смоченный маслом прилипает к поверхности. При смывании водой край смоченный водой скрепляется с водой и отрывает масленую плёнку. Ополоснуть чистой водой после мойки.

Оборудование для мойки автомобилей:

-Шланговые мойки высокого давления. Нанесение СПАВа и слив. Без подогрева и с подогревом: электрич. и факельный

-Стационарные автоматизированные моечные установки позволяют осуществлять мойку всех частей кузова авто., днища, арак и дисков колёс.

А) Портальные моечные установки. В них все рабочие органы смонтированы на одном или нескольких подвижных порталов выполненных в виде П-образных рам. Портал охватывает авто. с 3-ёх сторон. В процессе мойки авто. остаётся неподвижным, а порталы синхронно перемещаются по направляющим вперёд и назад совершая несколько циклов движения. В силу своих особенностей не моют днище кузова. Могут быть струйные и щёточные.

Б) Тунельные мойки. Набор моечных установок скомпонованных в автоматич. линию. В процесс мойки авто. перемещаясь внутри тоннеля последовательно проходит все технологические стадии. Передвижение авто. может осуществляться принудительно с помощью тягового конвеера. Производительность автоматич. линий от 20-120 авто. в час. Автобусов 20-80. Сидельных тягочей с мойкой фургона 20-60 авто. в час.

Способы мойки автомобилей:

-Щёточные. Состоит из нескольких операций.

-Смачивание кузова, нанесение на него моющего раствора.

-Удаление загрязнений вращающимися щётками с одновременным поливом водой

-Опаласкивание кузова чистой водой по незначительным давлением

-Сушка гор. воздухом.

-Нанесение защитного состава.

Требования к щёткам моючных установок: Усилие прижатие щёток должно быть в пределах 40-80Н. Диаметр щётки 1-1,5 м. толщина волокна 0,5-0,8 мм. Вращение щётки 150-175об/мин.

Для прижатия щёток применяются способы:

- За счёт силы тяжести. С помощью противовесов

- за счёт усилия пружины

- с помощью пневмоцилиндра

2)Струйные установки. Мойка ведётся моющим раствором или чистой водой подаваемым под большим давлением через форсунки, которые закреплены на неподвижном, качающемся или имеющим 2 вида движения коллекторе (рамка)

3)Струйно-щёточные

Мойка дисков и арок колёс в автоматич. установках.

Для мойки дисков используются:

-Вращающиеся торцевые щётки, которые прижимаются к дискам при помощи консольных рычажных механизмов с пневмоприводом.

-Горизонтальные щётки большого диаметра ось расположена параллельно оси авто. Одновременно моются пороги кузова.

-Мойка арок колёс, производиться с помощью струйных установок смонтированных в приямках, 200атм.

Требования для мойки автомобилей.

Факторы влияющие на загрязнение:

- Технологические. Организация производства, перевозки, способ погрузки разгрузки и квалификация персонала.

- технические. Зависит от типа и модели транспортного средства, состояние его поверхности, наличие карманов, углублений, выступов и др.

-Физико-химические. Особенности груза, способы пыли, вид и состояние дорого.

-Метереологические. Температура, запылённость воздуха, осадками и др.

Сами по себе загрязнения классифицируются:

Химический состав

- органические (масла, жиры, плёнки нагаров, лаковые отложения)

- неорганические (песок, пыль, продукты коррозии и др.)

- смешанные (смесь предыдущих двух)

Характер последующих изменений после их отложений.

- отложения которых на поверхности не сопровождается химическими изменениями


 

 Определение параметров цикла в конце процесса сгорания.

 

Для карбюраторных и других двигателей, теоретическая ос­нова рабочего цикла которых -цикл с подводом теплоты при V= const, максимальное давление:

– давление в конце сжатия, β-действительный коэффициент молекулярного изменения ра­бочей смеси,

-темп. в конце сгорания,

- температура в конце сжатия.

Температура в конце видимого процесса сгорания

Температура в цилиндре в конце сгорания у дизелей ниже, чем у карбюраторных двигателей, так как для них характерна работа с более высокими коэффициентами избытка воздуха а, а значит, с большим расходом теплоты на нагревание воздуха. Различие в протекании процесса сгорания и значительное дого­рание на такте расширения, частичное использование теплоты на совершение работы в процессе предварительного расшире­ния также обусловливают снижение Т у дизеля по сравнению с карбюраторными двигателями

 Классификация СТО по количеству постов и видам работ.

По степени специализацииавтомобилей предприятия авто­сервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания. Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслу­живанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсаль­ные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомо­билей или специализированные — для обслуживания одной марки автомобиля.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностиче­ские, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов пи­тания и электрооборудования, ремонта автоматических коро­бок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др.

По производственной мощности

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экс­пресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, ши­номонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов.

Средние станции обслуживанияс числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика техническо­го состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего авто­мобиля, замена агрегатов, а также может производиться прода­жа автомобилей.

Большие станции обслуживанияс числом постов более 30 ныполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объе­ме. На этих СТОА могут находиться специализированные уча­стки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслу­живанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих СТОА осуществляется продажа автомобилей.


 

Назначение, устройство конструкции и принцип действия датчиков кислорода.

 

В современном автомобиле лямбда-зонд и катализатор - "неразлучная парочка". "Умерший" лямбда-зонд вынуждает работать не по "правилам" катализатор и автомобиль становится не только экологически "грязным" но и не в меру "прожорливым".

Сначала коротко о самом названии зонда. Лямбда-зонд, λ - зонд, датчик О2, датчик концентрации кислорода, датчик кислорода, lambda-sensor - эти все названия в различных источниках информации об одном и том же - предмете нашего разговора. В мировой практике для оценки состава топливо - воздушной смеси используют коэффициент (обозначается буквой греческого алфавита ? (ламбда), равный отношению количества воздуха поступившего в цилиндры к количеству теоретически необходимого воздуха для полного сгорания поступившего туда топлива. Если λ =1 то смесь принято называть стехиометрической и на одну часть топлива (по массе) для его полного сгорания должно приходиться 14,7 частей воздуха (также по массе). Полное сгорание топлива позволяет получить необходимую топливную экономичность двигателя, а каталитический нейтрализатор отработавших газов может максимально эффективно обезвредить наиболее вредные компоненты выхлопных газов (СО,СН,NОx). Если λ 1 - избыток кислорода, смесь будет "бедной". Из всей этой теории для дальнейшего понимания излагаемых вопросов нужно запомнить два момента - лямбда-зонд выдает максимальный выходной сигнал когда смесь "богатая" и минимальный когда смесь "бедная". Контроллер управления двигателем, получая эту информацию, корректирует время впрыска топлива форсунками для поддержания состава смеси близким к стехиометрическому.

По принципу действия лямбда-зонды (в дальнейшем по тексту - датчики) бывают двух типов. Первый тип (имеющий наибольшее распространение) имеет чувствительный элемент из керамики на основе диоксида циркония. По сути это твердоэлектролитный источник напряжения, который в зависимости от соотношения кислорода в отработавших газах и атмосферном воздухе создает разность потенциалов между двух платиновых электродов, напыленных на его внутреннюю и внешнюю поверхности. Второй тип - резистивный, где чувствительный элемент из оксида титана. По сути это полупроводниковый элемент, который изменяет свою проводимость в зависимости от количества кислорода в отработавших газах.


 

 Материалы, применяемые для подшипников качения (ПК). Основные виды повреждений ПК, критерии работоспособности, расчетные критерии ПК.

 

Все подшипники качения изготавливают из высокопрочных подшипниковых сталей с термической обработкой, обеспечивающей высокую твердость.

Виды повреждений: Усталостное выкрашивание (после длительного времени их использования), Износ ( при недостаточной защите от абразивных частиц пыли, грязи.), Разрушение сепараторов, Раскалывание колец и тел качения ( связано с ударными и вибрационными нагрузками), Остаточные деформации.

Расчет подшипников качения : 1) расчет на статическую грузоподъемность по остаточным деформациям. 2) Расчет на ресурс ( долговечность)

 Классификация сталей. Углеродистые, легированные стали. Применение.

Стали классифицируются по множеству признаков.

По химическому: составу: углеродистые и легированные.

По содержанию углерода:

-низкоуглеродистые, с содержанием углерода до 0,25 %;

-среднеуглеродистые, с содержанием углерода 0,3…0,6 %;

-высокоуглеродистые, с содержанием углерода выше 0,7 %

Маркировка сталей

Углеродистые стали обыкновенного качества (ГОСТ 380).

Стали содержат повышенное количество серы и фосфора

Маркируются Ст.2кп., БСт.3кп, ВСт.3пс, ВСт.4сп.

Ст – индекс данной группы стали. Цифры от 0 до 6 - это условный номер марки стали. С увеличением номера марки возрастает прочность и снижается пластичность стали.

Качественные углеродистые стали

Конструкционные качественные углеродистые стали Маркируются двухзначным числом, указывающим среднее содержание углерода в сотых долях процента. Указывается степень раскисленности, если она отличается от спокойной.

Сталь 08 кп, сталь 10 пс, сталь 45.

Содержание углерода, соответственно, 0,08 %, 0,10 %, 0.45 %.

Инструментальные качественные углеродистые стали маркируются буквой У (углеродистая инструментальная сталь) и числом, указывающим содержание углерода в десятых долях процента.

Сталь У8, сталь У13.

Содержание углерода, соответственно, 0,8 % и 1,3 %

Инструментальные высококачественные углеродистые стали. Маркируются аналогично качественным инструментальным углеродистым сталям, только в конце марки ставят букву А, для обозначения высокого качества стали.

Сталь У10А.

Качественные и высококачественные легированные стали

Обозначение буквенно-цифровое. Легирующие элементы имеют условные обозначения, Обозначаются буквами русского алфавита.

Обозначения легирующих элементов:

Х – хром, Н – никель, М – молибден, В – вольфрам, К – кобальт, Т – титан, А – азот ( указывается в середине марки), Г – марганец, Д – медь, Ф – ванадий, С – кремний, П – фосфор, Р – бор, Б – ниобий, Ц – цирконий, Ю – алюминий

Легированные конструкционные стали

Сталь 15Х25Н19ВС2

В начале марки указывается двухзначное число, показывающее содержание углерода в сотых долях процента. Далее перечисляются легирующие элементы. Число, следующее за условным обозначение элемента, показывает его содержание в процентах,

Если число не стоит, то содержание элемента не превышает 1,5 %.

В указанной марке стали содержится 0,15 % углерода, 35% хрома, 19 % никеля, до 1,5% вольфрама, до 2 % кремния.

Для обозначения высококачественных легированных сталей в конце марки указывается символ А.

Легированные инструментальные стали

Сталь 9ХС, сталь ХВГ.

В начале марки указывается однозначное число, показывающее содержание углерода в десятых долях процента. При содержании углерода более 1 %, число не указывается,

Далее перечисляются легирующие элементы, с указанием их содержания.

Быстрорежущие инструментальные стали

Сталь Р18

Р – индекс данной группы сталей (от rapid – скорость). Содержание углерода более 1%. Число показывает содержание основного легирующего элемента – вольфрама.

В указанной стали содержание вольфрама – 18 %.

Если стали содержат легирующие элемент, то их содержание указывается после обозначения соответствующего элемента.

Шарикоподшипниковые стали

Сталь ШХ6, сталь ШХ15ГС

Ш – индекс данной группы сталей. Х – указывает на наличие в стали хрома. Последующее число показывает содержание хрома в десятых долях процента, в указанных сталях, соответственно, 0,6 % и 1,5 %. Также указываются входящие с состав стали легирующие элементы. Содержание углерода более 1 %.

Конструкционные стали применяются для изготовления деталей машин, приборов, металлоконструкций и сооружений. Инструментальные стали предназначены для изготовления режущих, штамповых и контрольно-измерительных инструментов. К сталям с особыми свойствами относят сплавы, для которых механические свойства, как правило, не имеют первостепенного значения. Основным предъявляемым к этим сталям требованием является обеспечение определенного уровня физических свойств.
В свою очередь конструкционные стали классифицируются по химическому составу, качеству, степени раскисления, структуре, прочности. По химическому составу конструкционные стали разделяют на углеродистые и легированные. Углеродистые стали содержат до 0,75 % углерода, легированные могут содержать более 10 % легирующих элементов (высоколегированные). Высоколегированные стали, как правило, имеют особое назначение - коррозионно-стойкие, жаропрочные, немагнитные и др.


 

Корректировка эталонных нормативов пробега и трудоемкости ТО. Методы определения периодичности ТО

 

Нормативы разработаны и основаны на эксплуатации авто при эталонных условиях:

Пробег ато-я примерно 50-70%до кап-го ремонта в условиях эксплуатации первой категории, климатической зоне с умеренной агрессивностью окружающей среды.

ФАКТОРЫ КОРРЕКТИРОВКИ НОРМ ТО и ТР:

-Категория условий эксплуатации

-Модификация подвижного состава

-Природно-климатические

-Пробег сначала эксплуатации (возраст)

-Уровень концентрации подвижного состава (100 и более машин)

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЕРЕОДИЧНОСТИ ТО и ТР:

-Аналогии и уточнения

Применение нормативов автом-й прототипов.

«-» не всегда эти нормативы являются оптимальными для следующей модели автомобиля

-Визуально-диагностический

Визуально внешнего осмотра либо по результатам диагностики

-По допустимому уровню безотказности

Основан на математическом методе, не всегда экономически обоснован.

-Технико-экономический

Основан на минимизации затрат ТО и ТР


 

Классификация подъемно-транспортного оборудования и сооружений. Виды осмотровых канав и эстакад. Преимущества и недостатки осмотровых канав и эстакад

 

К подъёмно-транспортному относится оборудование для подъёма и перемещения авто. или его агрегатов и узлов по зонам и участкам АТП, которая применяется в случае, когда движение авто. своим ходом исключается или нерационально.(ПТ)

К подъёмно-осмотровому относится оборудование обеспечивающие удобный доступ к агрегатам, механизмам и деталям расположенным снизу или сбоку авто. при этом работы могут производиться с полным или частичным вывешиванием авто (ПО)

Преимущество канав:

-Универсальные

-Обеспечивают более широкий фронт работ т.к. операции можно выполнять одновременно со всех сторон.

-Не требуется дополнительных расходов на обслуж. и ремонт и затрат материалов и времени на обслуж.

-Не требуют высоких потолков или перекрытий.

-Не лимитированные грузоподъемностью

-Не требуют затрат времен на подъём и опускания

-Удобство подачи масел и смазок, а также инструмента и зап. частей в спец нишах

Недостатки:

-Ограничивают свободу действия рабочего.

-Рабочие вынуждены многократно спускаться и подниматься, что занимает значительное время

-Фиксированная глубина, ограниченная ширина, недостаточная освещённость и вентиляция, скопление пыли, грязи, масел и др.-является причиной травматизма

-Могут быть применены только на 1-ых этажах зданий не имеющих подвалов.

-Усложняется в случае необходимости изменения технологического маршрута ТО-ТР.

-Поддержание в исправном состоянии лестниц, ограждений, вентиляции и в постоянной частоте, что требует дополнительного вспомогательного персонала.

Недостаток: занимает значительные площади. Для уменьшения площади используют полуэстакады.

Классификация подъёмников.

Про принципу действия:

- с подъёмом авто. на стойках

-с подъёмом авто. на платформе или трапах

-паралелограмного типа

По технологическому расположению:

-напольные

-наканавные (на краях канавы)

-канавные (на стенке или на дне канавы)

По типу привода раб. органов:

-электрогидравлические

-электромеханические

-электропневматические

-пневмогидравлические

-ручные

По степени подвижности:

-стационарные

-передвижные

По количеству стоек или плунжеров

-одно

-двух

-четырёх

-многостоечные


 

 Назначение, устройство конструкции и принцип действия датчиков массового расхода топлива.

 

Датчик массового расхода воздуха.

Расположен между воздушным фильтром и впускным шлангом. Он состоит из двух датчиков (рабочего и контрольного) и один из датчиков, а электронный модуль преобразует разность температур датчиков в выходной сигнал для контроллера. В разных вариантах систем впрыска применяются датчики двух типов - с частотным или амплитудным выходным сигналом. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота, во втором случае - напряжение. При выходе из строя датчика массового расхода воздуха его функции берет на себя ДПДЗ. (Датчик положения дроссельной заслонки)

В зависимости от расхода воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется от 1,0 до 5,0 В. При выходе из строя датчика или его цепей контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки. ДМРВ имеет встроенный датчик температуры воздуха (ДТВ), чувствительным элементом которого является термистор, установленный в потоке воздуха. Выходной сигнал датчика изменяется в диапазоне от 0 до 5,0 В в зависимости от температуры воздуха, проходящего через датчик. При возникновении неисправности цепи ДТВ контроллер включает сигнализатор неисправности и заменяет показания датчика фиксированным значением температуры воздуха (33 °С).

Механический расходомер воздуха (Трубка Вентури).

Принцип работы механического расходомера основан на том, что поступающий воздушный поток отклоняет напорную измерительную заслонку расходомера воздуха, преодолевая усилие возвратной пружины, на определенный угол, который преобразуется в электрическое НАПРЯЖЕНИЕ посредством потенциометра.

Термоанемометрический расходомер воздуха (Hot Wire MAF Sensor).

В некоторых впрысках Bosch, например "Motronic M2.5, М2,7" применяется термоанемометрический измеритель расхода воздуха (греч. анемос — ветер). Принцип его действия — тепловая энергия, необходимая в единицу времени для поддержания постоянного перепада температур между нагреваемым элементом и обтекающим его воздухом, пропорциональна массовому расходу воздуха проходящего через заданное сечение потока. Измерительный теплообменный элемент представляет собой платиновую проволоку диаметром 0,07 мм (допустимое отклонение в несколько мкм), размещенную в середине цилиндрического воздушного канала. На входе и выходе канала устанавливаются специальные направляющие для получения параллельных струй воздуха. Перед входом установлена защитная решетка. Постоянный перепад температур примерно равен 150-180°С, ток изменяется от 500 до 1500мА Величина тока нагрева требуемого для сохранения постоянного температурного перепада между воздухом и проводником, является мерой массы воздуха, поступающего в двигатель. Этот ток преобразуется в импульсы напряжения, которые обрабатываются блоком электронного управления как основной входной параметр наравне с частотой вращения коленчатого вала двигателя. Диапазон измерения расхода воздуха составляет от 9 до 360 кг/ч. Так как, плотность горячего и холодного воздуха различна, как правило в конструкцию расходомера вводят дополнительный датчик температуры впускного воздуха, по показаниям которого ЭБУ двигателя корректирует расчеты объема входящего воздуха.

Поколение датчиков HFM2 и HFM5.

Сигнал ДМРВ представляет собой постоянное напряжение, величина которого зависит от количества и направления движения воздуха, проходящего через датчик. При прямом потоке воздуха напряжение выходного сигнала датчика изменяется в диапазоне 1...5 В. При обратном потоке воздуха напряжение изменяется в диапазоне 0...1 В.

Функционирование датчика происходит следующим образом.

В потоке поступающего воздуха находится электрически нагреваемое тело (чувствительный элемент), которое охлаждается воздушным потоком. Схема регулирования нагревательного тока поддерживает постоянную разность температуры, и ток нагрева пропорционален массе воздушного потока. При данном методе измерения производится учет плотности воздуха, так как она также определяет величину теплоотдачи от тела к воздуху. Нагревательным элементом является пленочный платиновый резистор, который находится вместе с другими элементами на керамической пластине. Измерительный резистор (сопротивление которого пропорционально расходу воздуха) находится в непосредственном тепловом контакте как с нагревателем, так и с поступающим воздушным потоком и включен в измерительный мост. Благодаря разделению измерителя и нагревателя обеспечивается большая точность измерения. Напряжение на нагреваемом измерительном резисторе является мерой для массы воздушного потока. Далее это напряжение преобразуется (усиливается) электронной схемой, чтобы контроллер мог измерить его величину, т.е. происходит согласование уровней.


 

Конструктивные, технологические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и противопожарные мероприятия в системе безопасности жизнедеятельности.

 

Основные мероприятия, направленные на снижение опасности воздействия инфракрасного излучения, состоят в следующем:

-Снижение интенсивности излучения источника (замена устаревших технологий современными и др.).

-Защитное экранирование источника или рабочего места (создание экранов из металлических сеток и цепей, облицовка асбестом открытых проёмов печей и др.).

-Использование средств индивидуальной защиты (использование для эащиты глаз и лица щитков и очков со светофильтрами, защита поверхности тела спецодеждой из льняной и полульняной пропитанной парусины).

-Лечебно-профилактические мероприятия (организация рационального режима труда и отдыха, организация периодических медосмотров и др.).

БЖ обеспечивает следующие защитные мероприятия:

-защиту от поражения электрическим током людей при косвенном прикосновении к токоведущим частям электроприборов или нарушении изоляции;

-пожаробезопасность;

-дополнительную защиту от поражения эл.током людей при непосредственном прикосновении к токоведущим частям

ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Обучение работающих по безопасности труда Пропоганда вопросов охраны труда

Обеспечение безопасности производственного оборудования: -выпускаемого -эксплуатируемого Обеспечение безопасности производственных процессов

Обеспечение безопасного состояния зданий: -строящихся -эксплуатируемых

Нормализация санитарно-гигиенических условий труда

Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты

Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха

Организация лечебно-профилактического обслуживания работающих

Санитарно-бытовое обслуживание работающих Профессиональный отбор рабочих отдельных специальностей


 

 Определение линейных размеров проемов и зазоров, а также размеров контрольных точек основания кузова.

 

Общие требования.

На основании несущего кузова расположены точки крепления силового агрегата, подвесок и узлов трансмиссии – базовые точки. Правильное местонахождение базовых точек на кузове, в соответствии с требованиями завода-изготовителя, обеспечивает требуемое расположение и нормальное функционирование узлов и агрегатов, управляемость и устойчивость автомобиля в эксплуатации. На каркасе кузова, состоящем из стоек, поперечин, балок и усилителей, крепятся приварные и навесные лицевые детали - оперение. Отклонения от заданных размеров основания и каркаса кузова, после воздействия на него внешней силы, вместе с видимыми деформациями составляют общую картину объема повреждений кузова.

Кузов будет считаться безупречно отремонтированным, когда будут восстановлены его первоначальные размеры и форма - геометрия кузова.

Геометрия отремонтированного кузова определяется:

величинами зазоров между навесными деталями и кузовом;

размерами и формой проемов ветрового и заднего окон;

взаимным расположением базовых точек на основании кузова.

Величины зазоров между навесными деталями и кузовом, размеры и форма проемов окон на отремонтированных автомобилях должны соответствовать требованиям документации. Технология ремонта кузова должна обеспечить восстановление необходимой геометрии базовых точек на основании кузова, а также приварных и навесных панелей на каркасе кузова. Размеры проемов дверей, ветрового и заднего окон, капота и крышки багажника (двери задка), приведенные в документации, являются справочными и используются в технологии ремонта для промежуточных замеров.

Определение наличия перекоса кузова.

Определить наличие перекоса каркаса кузова по изменившимся величинам зазоров сопрягаемых приварных и навесных панелей кузова поврежденного автомобиля. Изменившиеся зазоры между панелями кузова и затрудненное открывание/закрывание дверей, капота и крышки багажника указывают на место деформации каркаса кузова (линейка, рулетка, см. документацию). Определить наличие перекоса основания кузова. При необходимости, демонтировать обивки, закрывающие места возможных деформаций металла кузова в области тоннеля пола или арок колес. При обнаружении деформаций металла на лонжеронах, тоннеле пола или арках колес, проверить геометрию базовых точек основания кузова: классическим методом диагональных замеров, или с использованием рамочных приспособлений, или на специальных стендах (стапелях) с полной разборкой кузова. Проверить наличие перекоса основания кузова и смещения базовых точек замером расстояний между симметричными точками основания кузова в диагональных и продольных направлениях. Разность измерений соответственно не должна быть более 0.4 % от замеренной величины.

Сравнить результаты замеров с данными документации. Величины установленных отклонений определяют степень повреждения основания и каркаса кузова – наличие перекоса кузова.

2. Муфты: назначение, классификация. Виды несоосностей валов.

Муфтами в технике называют устройства, которые служат для соединения концов валов, стержней, труб, электрических проводов и т.д.

Муфты механического действия(механические):

А)муфты управляемые:

- муфты кулочковые

- муфты фрикционные

Б)муфты самоуправляемые автомотические:

- муфты центробежные

- муфты предохранительные

- муфты свободного хода

Муфты электрического действия(электрические)

Муфты гидравлического действия(гидравлические)

Муфты неуправляемые(постоянно действующие):

А) муфты глухие

Б) муфты компенсирующие, упругие

В) муфты компенсирующие, жесткие.

Различают три вида отклонений:

-Продольное смещение

-Радиальное смещение или эксцентриситет\

Угловое смещение или перекос.


 

 Классификация чугунов. Применение.

 

В зависимости от формы графита и условий его образования различают следующие группы чугунов: серый – с пластинчатым графитом; высокопрочный – с шаровидным графитом; ковкий – с хлопьевидным графитом.

Схемы микроструктур чугуна в зависимости от металлической основы и формы графитовых включений представлены на рис.

Серый чугун.

Структура не оказывает влияние на пластичность, она остается чрезвычайно низкой. Но оказывает влияние на твердость. Механическая прочность в основном определяется количеством, формой и размерами включений графита. Мелкие, завихренной формы чешуйки графита меньше снижают прочность. Такая форма достигается путем модифицирования. В качестве модификаторов применяют алюминий, силикокальций, ферросилиций.

Серый чугун широко применяется в машиностроении, так как легко обрабатывается и обладает хорошими свойствами.

В зависимости от прочности серый чугун подразделяют на 10 марок (ГОСТ 1412).

Серые чугуны при малом сопротивлении растяжению имеют достаточно высокое сопротивление сжатию.

Серые чугуны содержат углерода – 3,2…3,5 %; кремния – 1,9…2,5 %; марганца –0,5…0,8 %; фосфора – 0,1…0,3 %; серы – < 0,12 %.

Высокопрочный чугун с шаровидным графитом.

Высокопрочные чугуны (ГОСТ 7293) могут иметь ферритную (ВЧ 35), феррито-перлитную (ВЧ45) и перлитную (ВЧ 80) металлическую основу. Получают эти чугуны из серых, в результате модифицирования магнием или церием (добавляется 0,03…0,07% от массы отливки). По сравнению с серыми чугунами, механические свойства повышаются, это вызвано отсутствием неравномерности в распределении напряжений из-за шаровидной формы графита.

Чугуны с перлитной металлической основой имеют высокие показатели прочности при меньшем значении пластичности. Соотношение пластичности и прочности ферритных чугунов - обратное.

Высокопрочные чугуны обладают высоким пределом текучести,

что выше предела текучести стальных отливок. Также характерна достаточно высокая ударная вязкость и усталостная прочность, при перлитной основе.

Высокопрочные чугуны содержат: углерода – 3,2…3,8 %, кремния – 1,9…2,6 %, марганца – 0,6…0,8 %, фосфора – до 0,12 %, серы – до 0,3 %.

Эти чугуны обладают высокой жидкотекучестью, линейная усадка – около 1%. Литейные напряжения в отливках несколько выше, чем для серого чугуна. Из-за высокого модуля упругости достаточно высокая обрабатываемость резанием. Обладают удовлетворительной свариваемостью.

Из высокопрочного чугуна изготовляют тонкостенные отливки (поршневые кольца), шаботы ковочных молотов, станины и рамы прессов и прокатных станов, изложницы, резцедержатели, планшайбы.

Ковкий чугун

Получают отжигом белого доэвтектического чугуна.

Хорошие свойства у отливок обеспечиваются, если в процессе кристаллизации и охлаждения отливок в форме не происходит процесс графитизации. Чтобы предотвратить графитизацию, чугуны должны иметь пониженное содержание углерода и кремния.

Ковкие чугуны содержат: углерода – 2,4…3,0 %, кремния – 0,8…1,4 %, марганца – 0,3…1,0 %, фосфора – до 0,2 %, серы – до 0,1 %.

Отбеленные и другие чугуны

Отбеленные – отливки, поверхность которых состоит из белого чугуна, а внутри серый или высокопрочный чугун.

В составе чугуна 2,8…3,6 % углерода, и пониженное содержание кремния –0,5…0,8 %.

Имеют высокую поверхностную твердость (950…1000 НВ) и очень высокую износостойкость. Используются для изготовления прокатных валов, вагонных колес с отбеленным ободом, шаров для шаровых мельниц.

Для изготовления деталей, работающих в условиях абразивного износа, используются белые чугуны, легированные хромом, хромом и марганцем, хромом и никелем. Отливки из такого чугуна отличаются высокой твердостью и износостойкостью.

Для деталей, работающих в условиях износа при высоких температурах, используют высокохромистые и хромоникелевые чугуны. Жаростойкость достигается легированием чугунов кремнием (5…6 %) и алюминием (1…2 %). Коррозионная стойкость увеличивается легированием хромом, никелем, кремнием.


 

 Устройство индуктивных датчиков. Принцип действия на примере датчиков положения коленчатого вала и распределительного вала и ABS.

 

Устройство индуктивных датчиков

Индуктивный датчик - это преобразователь параметрического типа, принцип действия которого основан на изменении индуктивности L или взаимоиндуктивности обмотки с сердечником, вследствие изменения магнитного сопротивления RМ магнитной цепи датчика, в которую входит сердечник.

Широкое применение индуктивные датчики находят в промышленности для измерения перемещений и покрывают диапазон от 1 мкм до 20 мм. Также можно использовать индуктивный датчик для измерения давлений, сил, уровней расхода газа и жидкости и т. д. В этом случае измеряемый параметр с помощью различных чувствительных элементов преобразуется в изменение перемещения и затем эта величина подводится к индуктивному измерительному преобразователю.

В случае измерения давлений, чувствительные элементы могут выполняться в виде упругих мембран, сильфонов, и т. д. Используются они и в качестве датчиков приближения, которые служат для обнаружения различных металлических и неметаллических объектов бесконтактным способом по принципу “да” или “нет”.

Достоинства индуктивных датчиков:

-простота и прочность конструкции, отсутствие скользящих контактов;

-возможность подключения к источникам промышленной частоты;

-относительно большая выходная мощность (до десятков Ватт);

-значительная чувствительность.

-Недостатки индуктивных датчиков:

-точность работы зависит от стабильности питающего напряжения по частоте;

-возможна работа только на переменном токе.

Рассмотрим, например, одинарный индуктивный датчик. В основу его работы положено свойство дросселя с воздушным зазором изменять свою индуктивность при изменении величены воздушного зазора.

Зубья колеса создают возмущение в магнитном поле постоянного магнита, в результате чего в катушке возникает ЭДС, этот сигнал оцифровывается и поступает в блок ЭБУ.


 

 Первая помощь пострадавшему от электрического тока.

 

ЭЛЕКТРОТРАВМА возникает при непосредственном или косвенном контакте человека с источником электроэнергии. Под влиянием тепла (джоулево тепло), образующегося при прохождении электрического тока по тканям тела, возникают ожоги. Электрический ток обычно вызывает глубокие ожоги. Все патологические нарушения, вызванные электротравмой, можно объяснить непосредственным воздействием электрического тока при прохождении его через ткани организма; побочными явлениями, вызываемыми при прохождении тока в окружающей среде вне организма.

ПРИЗНАКИ. В результате непосредственного воздействия тока на организм возникают общие явления (расстройство деятельности центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.).

Побочные явления в окружающей среде (тепло, свет, звук) могут вызвать изменения в организме (ослепление и ожоги вольтовой дугой, повреждение органов слуха и.д.).

При оказании ПЕРВОЙ ПОМОЩИ пораженным необходимо быстро освободить пораженного от действия электрического тока, используя подручные средства (сухую палку, веревку, доску и др. или умело перерубив (перерезав) подходящий к нему провод лопатой или топором, отключив сеть и др. Оказывающий помощь в целях самозащиты должен обмотать руки прорезиненной материей, сухой тканью, надеть резиновые перчатки, встать на сухую доску, деревянный щит и т.п. Пораженного следует брать за те части одежды, которые не прилегают непосредственно к телу (подол платья, полы пиджака, плаща, пальто).

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ - это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

Первая помощь предупреждает такие осложнения, как шок, кровотечение, развитие инфекции, дополнительные смещения отломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеносных сосудов.

Следует помнить, что от своевременности и качества оказания первой помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь.

Первая помощь очень важна, но никогда не заменит квалифицированной (специализированной) медицинской помощи, если в ней нуждается пострадавший. Вы не должны пытаться лечить пострадавшего - это дело врача-специалиста.


 

Производственный процесс ремонта машин.

 

18в.-первые паровые во Франции, Шофер – кочегар с франц.;

нач. 19в. Воспламенение от искры – Жан Ленуар;

Даймлер и Майбах – первый V образный двигатель 4-х тактный;

1885г – рождение автомобиля

Янв. 1886г. Карл Бенц получил 1-й патент на автомобиль: 12-15 км/ч, Vдв=984 см3

1900-1910- керосиновый автомобиль, первый рос-й авт-ль «РУСОБАЛТ»(Яковлев и Фрезе)

 Условия эксплуатации и изменение показателей качества автомобилей:

-.Дорожные (скорость, режим, движение, динамические нагрузки в подвеске, природный рельеф дорог, покрытия)

-Природно-климатические (зона умеренного климата, она холодного периода, з. жаркого, горная)

-Транспортные (свойства грузов)

-Мастерство вождения(плавность трогания с места, динамика разгона, плавность торможения, высокая возможность до 20% экономия топлива и до 50% ресурсов автом-я)

-Качество тех. эксплуатации(своевременное проведение крепежных, регулировочных, смазочных, обнаружение отказов и их устранение)

ТЕХ-Я ЭКСПЛУАТАЦИЯ – комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих поддержание работоспособность техни-х средств.

 Эксплуатация автомобилей при низких температурах. Поддержание теплового режима при безгаражном хранении.

Два вида подогрева автомобиля:

Подогрев автомобиля:- тепловая подготовка в течении всего периода межсменного хранения.

Разогрев :- тепловая подготовка начинающаяся за время меньшее продолжительности стоянки автомобиля между сменами.

Облегчение пуска двигателя.

Сохранение тепла в двигателе от предыдущей работы.

Использование тепла от внешнего источника.

Q=(t-tокр)a*F 1/(1-e*(-aFT/G))

Где Q- кол-во теплоты подаваемое от источника к двигателю в ед. времени (Дж/с)

t – температура двигателя.

tокр- темп-ра окр. Среды.

a- коэф. Теплоотдачи двигателя

F- поверхность теплоотдачи.

T- время в течении которого отводится тепло

G- общая теплоемкость двигателя.

-Предпусковой разогрев двиг. с применением горячей охл. жидкости.

-Предпусковой разогрев с применением пара.

-Обогрев горячим воздухом.

-Рециркуляционный обогрев.

-Инфракрасный газовый обогреватель.

-Жидкостные или воздушные индивидуальные подогреватели.

-Холодный пуск.

 


 

 Общие сведения о кузовах. Классификация кузовов.

 

Современный парк автомобилей представляет собой многообразие типов и конструкций. Это обусловлено необходимостью удовлетворения разносторонних требований и в первую очередь обеспечение рациональных условий перевозки грузов и пассажиров.

Автомобильные кузова различают по назначению и по их конструкции.

По назначению различают две основные группы кузовов: для перевозки пассажиров (легковые автомобили, автобусы, грузопассажирские автомобили) и для перевозки грузов (платформы, цистерны, самосвалы и др.). Каждая из этих групп состоит из различных типов.

Кузова легковых автомобилей выпускаются по назначению (дли индивидуальных владельцев, для автомобилей-такси, спортивные и др.). В зависимости от устройства крыши (закрытые и с открывающимся верхом), количества дверей (двух- и четырехдверные) и количества рядов сидений (два или три ряда) различают следующие основные типы кузовов легковых автомобилей, выпускаемых нашей промышленностью:

» закрытые — седан («Волга», «Москвич»), двухдверные седан или купе («Запорожец»), лимузин (ЗИЛ-111) и такси;

» открывающиеся — фаэтон (ГАЗ-69) и кабриолет (ЗИЛ-111В).

Кузова автобусов

Кузова автобусов подразделяют на следующие основные типы: городские, пригородные, районные (местного сообщения), междугородные и туристские.

-В городских автобусах, предназначенных для перевозок пассажиров в городах, применяют планировку пассажирского помещения с двумя или тремя рядами сидений и широким центральным проходом между сиденьями. Широкие двери и расположенные около них дополнительные площадки, небольшая высота подножек и уровня пола пассажирского помещения над поверхностью дороги повышают удобства входа в городской автобус и выхода из него.

-Пригородные автобусы, используемые для сообщения города с пригородом, строят на базе городских, но по сравнению с последними они имеют большее число мест для сидения.

-Автобусы районного сообщения применяют для перевозки пассажиров между небольшими городами и населенными пунктами, а также внутри населенных пунктов, для служебных перевозок сотрудников предприятий и учреждений, обслуживания санаториев и курортов, перевозки школьников, маршрутных таксомоторных перевозок и т. п.

-Междугородные и туристские автобусы служат для перевозки пассажиров по автомагистралям па значительные расстояния и для обслуживания туристских маршрутов.

-Автобусные кузова бывают открытые и закрытые, одноэтажные и двухэтажные, с выдвинутым вперед управлением и вагонного типа с силовыми агрегатами, расположенными в передней или задней части кузова.

Грузо-пассажирские кузова

-Грузо-пассажирские кузова выпускают на базе легковых автомобилей трех типов: закрытый (универсал) — с пассажирским помещением, распространенным на всю длину багажника (на базе автомобиля «Москвич»); вагонного типа (УАЗ-450; этот тип кузова называют также «Комби») и открытый (пикап) с небольшой открытой сверху платформой за кабиной водителя с бортами, откидными стойками вдоль них и с откидным или открывающимся задним бортом (на базе автомобиля ГАЗ-21 «Волга»).

Кузова грузовых автомобилей бывают открытые (платформы, самосвалы, с высокими решетчатыми бортами и др.) и закрытые (фургоны, цистерны и др.). Кабины грузовых автомобилей массового производства — закрытого типа, двух- или трехместные.

Современный уровень развития автомобильных перевозок обусловливает непрерывно растущую потребность в выпуске большого количества автомобилей с кузовами специального назначения (рефрижераторы — для перевозки скоропортящихся продуктов; фургоны — для перевозки продовольственных продуктов и промтоварных изделий; кузова для перевозки сыпучих грузов — зерно, песок, цемент и др.).

Кроме рассмотренных выше, промышленность выпускает также некоторые другие типы кузовов специального назначения (санитарные, походные мастерские и др.).

Несмотря на большое разнообразие типов и конструкций, в каждом кузове могут быть выделены общие для всех кузовов определенного назначения основные узлы: корпус, состоящий из основания, правой и левой боковин, передней и задней частей, крыши, дверей и окон; механизмы различного назначения — замочные, подъема и опускания стекол, открывания и закрывания дверей, перемещения сидений, вентиляционных люков и др.; устройства вентиляции и отопления; внутренняя обивка; сиденья; облицовка на каркасных кузовах; различная арматура, декоративные накладки, дополнительное и специальное оборудование. К кузову относят также оперение автомобиля (крылья или надколесные кожухи, капот, облицовка радиатора, брызговики, подножки).Цели, задачи и содержание расчета автомобилей. Анализ компоновочных схем легковых и грузовых автомобилей.


 

 Ответственность за нарушение норм и правил безопасности труда (согласно Трудового Кодекса РФ).

 

Законодательство о труде регламентирует основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда. Оно включает основы законодательства о труде, а также кодекс законов о труде, который определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасности и условий труда; специальные требования, предъявляемые к рабочим и служащим, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и тяжелыми условиями труда; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию; устанавливает материальную ответственность предприятий, учреждений, организаций за ущерб, причиненный рабочим и служащим повреждением их здоровья.

При проведении  осмотра  рабочего места и оборудования анализируется  воздействие  вредных  или опасных   производственных   факторов   на  работника, 
возникших  при эксплуатации машин,  станков,  оборудования, приборов и других средств производства,   а   также   в   результате  нарушений 
технологических процессов.

В соответствии  со  ст.229 Трудового кодекса Российской Федерации

комиссия  имеет   право  в случае нарушения норм и правил безопасности труда  потребовать   от   работодателя   выполнения технических  расчетов, 
лабораторных исследований,  испытаний,  других экспертных работ с привлечением специалистов-экспертов.

Работодатель в пятидневный срок с момента подписания акта специального расследования несчастного случая обязан рассмотреть материалы и издать приказ об осуществлении мер по предотвращению повторения подобных случаев, а также привлечь к ответственности работников, которые допустили нарушения законодательства об охране труда. Об осуществлении данных мероприятий работодатель письменно сообщает органам, принимавшим участие в расследовании.

К материалам специального расследования несчастного случая относятся:
-
копия решения Кабинета Министров Украины или приказа органов государственного надзора за охраной труда об организации специального расследования несчастного случая;
- акт специального расследования несчастного случая;
- протокол осмотра места, где произошел несчастный случай;
- эскиз места несчастного случая, планы, схемы, фотоснимки;
- протоколы решений комиссии по специальному расследованию о распределении функций между членами комиссии, принимающими участие в расследовании, назначении экспертной комиссии;
- предписание должностного лица органа государственного надзора за охраной труда по форме Н-9 (если оно выдавалось);

Работодатель в пятидневный срок с момента подписания акта специального расследования несчастного случая обязан издать приказ об осуществлении мер по предотвращению
повторения подобных случаев, а также привлечь к ответственности работников, допустивших
нарушения законодательства об охране труда

- копия акта по форме Н-1 или НТ на каждого пострадавшего в отдельности;
- заключение экспертизы (научно-технической, медицинской и т.п.), если она проводилась;
- медицинское заключение о причинах смерти или характере травмы пострадавшего, а также о наличии в его организме алкоголя или наркотиков (если это необходимо);
- заключение лечебно-профилактического учреждения о расследовании случаев выявления острых профессиональных отравлений, результаты измерений и лабораторных исследований производственных факторов трудового процесса;
- протоколы опросов и объяснительные записки пострадавших, свидетелей и других лиц, причастных к несчастному случаю;
- копии документов о прохождении пострадавшим обучения и инструктажей по охране труда;
- копии предписаний, которые касаются несчастного случая, выданные работодателю государственными инспекторами до наступления несчастного случая и во время его расследования;
- извлечения из законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда, требования которых были нарушены;
- справка о материальном ущербе, причиненном несчастным случаем, и предоставлении пострадавшему или членам его семьи материальной помощи;

Работодатель обязан проводить анализ причин несчастных случаев по итогам квартала, полугодия и года и разрабатывать и осуществлять меры по предотвращению подобных случаев.

Работодатель в пятидневный срок после окончания специального расследования несчастного случая направляет за счет предприятия копии материалов органам прокуратуры, организациям, представители которых принимали участие в расследовании, центральному органу исполнительной власти, к сфере управления которого принадлежит предприятие, соответствующей местной госадминистрации или исполнительному органу местного самоуправления, Госнадзорохрантруда, исполнительной дирекции Фонда.
Пострадавшему или членам его семьи (доверенному лицу) направляется утвержденный акт по форме Н-1 или НТ вместе с копией акта специального расследования несчастного случая.
Работодатель, опираясь на акты по форме Н-1, составляет государственную статистическую отчетность о пострадавших по утвержденной Госкомстатом форме и представляет ее соответствующим организациям, а также несет ответственность за ее достоверность в соответствии с законодательством.

Работодатель и должностные лица, которые проводили расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, несут ответственность в соответствии с законодательством за своевременное и объективное их расследование и принятые решения.

Лица, допустившие нарушения или невыполнение требований настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.

 


 

 Определение понятий «Новое строительство», « Расширение», «Реконструкция», «Техническое перевооружение» предприятий ТС

 

Развитие ПТИ может происходить за счет нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий.

Новое строительство – ведется на новых площадях, по утвержденным в установленном порядке проектам, при возникновении у предприятия новых или больших объемов работ. К НС относятся: создание объектов основного, вспом. и обслуж. производств вновь создаваемых предприятий; филиалов или отдельных производств на собственном балансе.

Расширение – строительство доп. производств на действующем предприятии, а также строительство новых и расширение действующих цехов и объектов основного, вспом. и обслуж. производств на территории действующего предприятия; филиалов не находящихся на собственном балансе.

Реконструкция – обновление и качественное совершенствование действующих активной и пассивной частей производственных фондов.

Виды реконструкции:

-Малая или частичная Кво=0,1…1,2;

-Средняя Ков Кв=0,21…0,3; Ко=0,21…0,4;

-Комплексная Ков Кв=0,31…0,5; Ко=0,41…0,6;

Кв – коэффициент выбытия; Ко - коэффициент обновления.

Техническое перевооружение – обновление активной части производственных фондов на основе внедрения новой техники, прогрессивной технологии, повышения уровня механизации.

Виды технического перевооружения:

-Малая или частичная Ков Кв=0,1…0,2; Ко=0,1…0,3;

-Средняя Ков Кв=0,2…0,4; Ко=0,3…0,5;

-Комплексная Ков Кв=0,4…0,5; Ко=0,5…0,6.

 Критерии работоспособности деталей и узлов машин.

Это прочность, жесткость, износостойкость, коррозионная стойкость, теплостойкость, виброустойчивость.

Прочность является главным критерием работоспособности большинства деталей.

Жесткость характеризуется изменением размеров и формы детали под нагрузкой.

Изнашивание – процесс постепенного изменения размеров деталей в результате трения.

Коррозия – процесс постоянного разрушения поверхностных слоев металла в результате окисления.

Теплостойкость. Нагрев деталей машин может вызвать: понижение прочности материала и появление ползучести, понижение защищающей способности масляных пленок, изменение зазоров в сопряженных деталях.

Виброустойчивость. Вибрации вызывают дополнительные переменные напряжения и, как правило, приводят к усталостному разрушению деталей. В некоторых случаях вибрации снижают качество работы машин.


 

 Комплектование деталей и сборочных единиц, методы подбора деталей в комплекты.

 

Детали комплектуют в специальном отделении, оборудованном стеллажами, подставками, столами, передвижными тележками, ящиками, контейнерами и универсальным измерительным инстру­ментом. Туда поступают годные детали из отделения дефектации, со склада восстановленных деталей и новые детали со склада запас­ных частей.

Комплектовочные работы включают в себя: сортирование дета­лей, их подбор для сборки соединений в соответствии с технически­ми условиями; комплектование по номенклатуре и числу в соответ­ствии с принадлежностью к агрегатам и сборочным постам; рас­кладку в тару; доставку комплектов на сборочные посты согласно такту сборки агрегатов. Это оказывает влияние на качество отре­монтированных изделий, длительность производственного цикла и сборки, ритмичность выпуска продукции сборочными постами.

Чтобы повысить эффективность комплектования, надо хорошо знать комплектовочный процесс (накопление, сортирование, ком­плектование).

Детали накапливают для ритмичной работы постов сборки. Сор­тирование предусматривает раскладку деталей По принадлежности их агрегатам и сборочным единицам. В пределах агрегата каждой марки детали сортируют по размерным группам, массе, межцентро­вому расстоянию и другим показателям.

Разбивка деталей на размерные группы перед их сортировани­ем — сложный и ответственный процесс, который влияет на каче­ство сборки, долговечность соединений в эксплуатации и организа­цию сборки. При этом необходимо придерживаться следующих правил: число групп не должно быть больше пяти; допуски на со­единяемые детали должны обеспечивать оптимальную посадку при сборке; число деталей в группах должно быть по возможности оди­наковым.

Для сортирования используют универсальные средства измере­ния, специальные приборы и приспособления. Рассортированные по размерным и массовым группам детали подбирают для соедине­ний.

Штучный подбор заключается в том, что к одной детали с каким-то действительным размером, полученным в результате его измере­ния, подбирают вторую деталь данного соединения, исходя из до­пустимого при их сборке зазора или натяга. Его примером может служить подбор поршня и гильзы двигателя, которые обрабатывают с широким полем допусков, вследствие чего любой поршень не мо­жет быть поставлен в любую гильзу. По техническим требованиям на сборку номинальный зазор между гильзой и поршнем должен быть 0,14...0,40 мм. Эти детали подбирают по зазору с помощью двух щупов: толщина одного равна минимально допустимому, а другого — максимально допустимому зазорам. Если поршень с щу­пом, равным минимальному зазору, проходит по всей длине гильзы свободно, а с щупом, толщина которого соответствует максималь­ному зазору, не проходит, то такие детали считают скомплектован­ными. Щуп закладывают на всю длину юбки поршня в плоскости, перпендикулярной к оси отверстий бобышек.

Гильзу и поршень можно подобрать путем предварительных за­меров соединяемых деталей.

При индивидуальном подборе соединяемых деталей не всегда достигается требуемое качество сборки и затрачивается много вре­мени. Несмотря на эти недостатки, его широко применяют на ре­монтных предприятиях, так как он не требует предварительной подготовки к подбору деталей.

Селективный (групповой) подбор характеризуется тем, что соеди­няемые детали после их обработки и контроля предварительно сор­тируют по размерным группам, клеймят цифрами, буква­ми или помечают цветными красками. При сборке соединений используют детали одной группы. На­пример, если диаметр первой гильзы цилиндра двигателя относится к группе А, а второй — к группе Б, то в первую очередь устанавлива­ют поршень группы А, а во вторую — Б.

Число размерных групп зависит от конструктивного и мон­тажного допусков зазора. Допуск каждой группы равен конструктивному допуску, делен­ному на число групп. Размеры деталей для каждой группы определяют по верхним и нижним отклонениям.

Максимальные и минимальные монтажные зазоры для всех групп при селективном комплектовании будут одинаковыми и со­ответствовать техническим требованиям на сборку данного соеди­нения.

Селективный (групповой) метод комплектования применяют в основном для подбора деталей на крупных специали­зированных предприятиях. Он обеспечивает качество сборки дан­ного соединения, однако требует технической подготовки произ­водства.

Посты комплектования соединений, сборочных еди­ниц и агрегатов объединяют в центральное комплектовочное отде­ление или специализируют по предметному признаку, располагают на участках: обойном, ремонте кабин, платформы, электрооборудо­вания и др.


 

Причины и характер изнашивания ЦПГ. Диагностика ЦПГ.

 

Основным параметром, по которому определяют параметры состояния ЦПГ, является эксплуатационный расход масла. На протяжении срока службы двигателя расход масла не остается постоянным, что затрудняет прогнозирование по нему остаточного ресурса. Об интенсивности изнашивания сопряжения двигателя можно судить по концентрации продуктов износа в картерном масле. О целесообразности разборки двигателя для ремонта или устранения неисправности судят по резкому возрастанию концентрации основных элементов в отработавшем масле.

Диагностика ЦПГ

-Диагностируется по герметичности в надпоршневом пространстве.

-Прорыв газа в картер

-Утечки сжатого воздуха

-Компрессия

Минимально допустимая компрессия для бензиновых двигателей 0,8 – 1,0 МПа в зависимости от типа и модели двигателя. Дизель: 1,8 – 3,0 МПа.

Компрессия зависит как от состояния ЦПГ, так и от герметичности клапанов, поэтому полученные результаты необходимо дифференцировать , для этого необходимо повторить замер повысив герметичность колец заливкой в цилиндры небольшое количество масла.

-Разряжение во впускном трубопроводе

- Разряжение проводят вакуометром. Перед проверкой устраняют неисправности топливной аппаратуры, и сис-мы зажигания.

-Разряжение при провертывании стартером должно соотв. min (0.04 – 0.06) МПа, при работе на х.х. (0.06- 0.08) МПа, а положение стрелки должно быть стабильно.

-По угару масла.

Определяется по доливанию во время эксплуатации. Допустимая норма угара не более 4% от расхода топлива.

Недостаток: Неточность, трудность учета.


 

Эксплуатационные свойства автомобилей не связанные с движением.

 

Основные эксплуатационные свойства подвижного состава.

Рациональное использование автомобилей с обеспечением безопасности движения определяется основными эксплуатационными свойствами подвижного состава, к которым относятся:

-грузоподъемность или вместимость;

-тягово-скоростные свойства;

-топливная экономичность;

-надежность и безопасность движения.

Грузоподъемность грузового или вместимость пассажирского автомобиля определяет максимальное количество груза или пассажиров, которое может быть перевезено на автомобиле за один рейс. При больших грузопотоках (пассажиропотоках) и крупных партиях грузов (групп пассажиров) грузоперевозки осуществляются автомобилями большой грузоподъемности (вместимости), что позволяет повысить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок.

При небольших партиях грузов и небольшом пассажиропотоке целесообразно использовать подвижной состав меньшей грузоподъемности или вместимости, чтобы избежать лишних расходов, связанных с неполной загрузкой автомобилей.

Тягово-скоростные свойства автомобиля определяют динамичность движения, то есть возможность перевозить грузы (пассажиров) с наибольшей средней скоростью. Они зависят от тяговых, тормозных свойств автомобиля и его проходимости — способности автомобиля преодолевать бездорожье и сложные участки дорог.

Тяговые свойства автомобиля характеризуются его максимальной скоростью, ускорением при трогании с места и максимальной величиной преодолеваемых подъемов. Все эти свойства зависят от мощности двигателя, передаточных отношений в трансмиссии и массы автомобиля.

Тормозные свойства автомобиля определяются значениями максимального замедления и длины тормозного пути. Эти свойства автомобиля зависят от устройства и технического состояния тормозных систем, типа и степени изношенности протекторов шин.

Динамические свойства автомобиля в немалой степени зависят от легкости управления — то есть от усилий, затрачиваемых водителем, и степени его утомляемости при управлении автомобилем, а также маневренности — возможности автомобиля осуществлять повороты и развороты на минимальной площади.

Топливная экономичность автомобиля оценивается по расходу топлива в литрах на 100 километров пробега, отнесенному к единице транспортной работы (т/км). В средних условиях эксплуатации расход топлива автомобилями должен укладываться в технически обоснованные нормы. Увеличение расхода горюче-смазочных материалов может быть вызвано тяжелыми условиями эксплуатации и ухудшением технического состояния подвижного состава. Для облегчения оценки технического состояния автомобилей заводами-изготовителями указывается контрольный расход топлива на ровной дороге с полной нагрузкой и при определенной скорости движения. Превышение контрольного расхода топлива при соблюдении этих условий будет свидетельствовать о неисправности или нарушении регулировок систем и механизмов автомобиля.

Надежность определяет способность автомобиля работать долгое время (долговечность) без неисправностей и отказов, без ремонта или замены деталей и механизмов. Надежность прежде всего зависит от конструкции автомобиля, качества материалов и соблюдения технологических процессов их обработки при изготовлении автомобиля. Большое влияние на долговечность и поддержание надежности автомобиля оказывают условия его эксплуатации и соблюдение правил технического содержания автомобиля.

Легкость управления определяется усилием, затрачиваемым водителем, и степенью его утомляемости при управлении автомобилем.

Безопасность движения зависит от надежности и эффективности действия рулевого управления, тормозных систем, устойчивости автомобиля и безотказной работы световой сигнализации, а также от строгого выполнения правил дорожного движения и правильного выбора водителем режима движения автомобиля в конкретных дорожных условиях.


 

 Требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ.

 

Необходимо при проведении погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ выполнять условия ГОСТ 12.3.009.

Требования безопасности к технологическим процессам должны

быть изложены в технологической документации.  Контроль за  включением

этих требований и полнотой их отражения в технологической документации

осуществляет служба главного металлурга (технолога) предприятия.

Особое   внимание   должно   быть   уделено   пожаро-   и взрывобезопасности.

Требования безопасности, изложенные в инструкциях, руководствах, приказах должны выполняться л/с при любых условиях независимо от срочности выполнения работ. Недостаток материальных средств и рабочей силы не может служить основанием для нарушения требований безопасности.
К эксплуатации допускается личный состав:

- не моложе 18 лет;

- прошедший медицинское освидетельствование;

- прошедший необходимый инструктаж;

- прошедший теоретическую и практическую подготовку;

- успешно сдавшие зачет на допуск к самостоятельной работе;

- имеющие при себе удостоверение на право самостоятельной работы.

Перечень медицинских противопоказаний:

- все формы туберкулеза;

- болезни суставов;

- язвенная болезнь желудка;

- хроническое заболевание печени;

- неврозы;

- нарушений функций вестибулярного аппарата;

- алкоголизм, наркомания и т.п.

Лица, допущенные к эксплуатации ВВТ должны:
Знать:

-требования руководящих документов в объеме занимаемой должности;

- устройство и принцип действия ВВТ;

- требования безопасности при эксплуатации ВВТ;

- порядок действия в аварийных ситуациях;

- устройство, назначение и порядок пользования средствами защиты пожаротушения.
Уметь:

- освобождать человека от действия электрического тока;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим;

- уметь пользоваться средствами защиты и пожаротушения;
Иметь:

- соответствующую квалификационную группу по электробезопасности;

- необходимые практические навыки эксплуатации ВВТ при выполнении специальных работ;

- удостоверение на право самостоятельной работы.