Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Тракторы, двигатели внутреннего сгорания и спецоборудование - Жидкостная система охлаждения ДВС

 Жидкостная система охлаждения ДВС. Общее устройство.

 

Температурный режим двигателя 85-90ºС.

СО служит для поддержания в заданных пределах темпера-турного состояния деталей двигателя путем отвода тепла. Передача тепла от нагретых частей в СО могут быть жидкости (жидкостная СО) или непосредственно воздух (воздушная СО).

Совокупность всех устройств обеспечивающих необходимое температурное состояние двигателя называется системой охлаждения. В системах жидкостного охлаждения в качестве теплоносителя применяют воду или жидкости с низкой температурой замерзания (тосол, антифриз). По кратности использования теплоносителя различают проточные (однократные) и циркуляционные (многократные) системы охлаждения. Проточные предусматривают замену теплоносителя после его нагрева.

На тракторных и автомобильных двигателях применяют циркуляционные СО, в них постоянное количество охлаждающей жидкости циркулирует в замкнутой системе. Циркуляция жидкости может осуществляться термосифонным и принудительным способами. В первом случае циркуляция обусловлена разностью плотности нагретой и холодной жидкости.

В принудительной системе охлаждения жидкость через систему прогоняется с помощью специального насоса. СО с принудительной циркуляцией может быть:

·      открытая (постоянно сообщается с атмосферой);

·      закрытая.

На тракторных и автомобильных двигателях применяются закрытые СО, в которых испарение ОЖ уменьшается, а температура начала кипения выше, чем в открытой системе.

 

Жидкостная СО состоит из: водяной рубашки, радиатора; вентилятора, термостата, циркуляционного насоса, привода, приборов контроля.

Водяная рубашка – пространство вокруг цилиндра двигателя и в головке блока.

Принцип работы: во время работы двигателя ОЖ нагревается и циркуляционным насосом подается в радиатор, где охлаждается, а затем снова поступает в рубашку охлаждения блока цилиндров. В зависимости от температурного режима дв. жидкость может циркулировать по двум путям:

·      большой замкнутый круг при открытом клапане термостата (двигатель прогрет, жидкость проходит через радиатор)

·      малый круг при закрытом клапане термостата (двигатель не прогрет, жидкость не проходит через радиатор)

Рубашка охлаждения двигателя состоит из рубашки блока цилиндров и рубашки головки блока, соединенных между собой отверстиями в прокладке между головкой и блоком.

Радиатор – теплообменник в котором тепло от ОЖ передается через трубки потоку воздуха, нагнетаемого вентилятором. Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков, между которыми установлена сердцевина, состоящая их вертикальных трубок  и охлаждающих ребер, в виде горизонтальных пластин.

В крышку заливной горловины паровоздушный клапан, который состоит из двух клапанов: парового и воздушного. Паровой клапан построен так, что при увеличении давления в радиаторе более 0,05 МПа, он открывается и часть пара выпускает а атмосферу или в расширительный бачок. Воздушный клапан предохраняет радиатор от разряжения, и при его возрастании пропускает воздух в радиатор.