Типометрия Дидо.Основы современной типометрической системы измерений были заложены еще в середине 18в. французским типографом Пьером Фурнье. Немного позднее Франсуа Амбруаз Дидо доработал его типометрию.
Основные единицы измерения в системе Дидо:
1 пункт (п.) – 1/72 французского дюйма, равного примерно 27,06 мм (1 п. = 0, 376 мм). Пункт Дидо еще называют европейским пунктом;
1 цицеро (циц.) – 12 пунктов (прибл. 4,51 мм);
1 квадрат (кв.) – 4 цицеро, или 48 пунктов (прибл. 18,04 мм).
1 мм.= 2,66 пунк.
В традиционной российской полиграфии в этих единицах указываются размеры формата полосы набора, шрифта (кегль), интерлиньяжа, спусков, отбивок, втяжек и пр.
Также в полиграфии используется метрическая система измерений. Формат печатного листа, обрезной формат и поля указываются в сантиметрах и миллиметрах.
Англо-американская типометрия (типометрия Adobe)С развитием настольных издательских систем российските издатели столкнулись с проблемой: все полиграфисты привыкли работать с системой Дидо, а программы верстки используют англо-американскую типометрическую систему измерений, аналогичную системе Дидо, но в ней за основу взят английский дюйм (25,4 мм), соответственно, пункт равняется 0,353 мм, а 1 пика (аналог цицеро) – примерно 4,24 мм.
Соотношения типометрии Дидо, англо-американской типометрии и метрической системы. Российские ГОСТы, ОСТы и СанПиНы используют типометрию Дидо, а верстальщики сочетают англо-американскую и метрическую системы. В результате выставляются неверные размеры, издания перестают соответствовать гигиеническим требованиям (например 11 пунктов, которым рекомендуется набирать учебники, соответствуют лишь 10,33 пунктам в системе Дидо…)
Соотношения системы Дидо и англо-американской системы
Система Англо-америк. Англо-америк. Система
Дидо, п. система, п. система, п. Дидо, п.
6 6,39 6 5,63
7 7,46 7 6,57
8 8,52 8 7,51
9 9,59 9 8,45
10 10,65 10 9,39
11 11,72 11 10, 33
12 12,78 12 11, 27
Размер шрифта
Кегль шрифта, Высота прописной
пункты Дидо буквы, мм.
5 1,25
6 1.50
7 1,75
8 2,00
9 2,25
10 2,50
11 –
12 3,00
13 –
14 3,50
15 –
16 4,00
17 –
18 4.45
19 –
20 4,95
36 8,95
Технические редакторы и технологи в типографиях при разметке рукописи, верстке и спусков полос чаще всего указывают значения в единицах типометрии Дидо. Но в программах верстки метрическая система подчас удобнее. Можно перевести значение из системы Дидо в метрическую:
Перевод единиц системы Дидо в метрическую систему
Система Метрическая
Дидо система, мм
1 п. 0,376
2 п. 0,752
3 п. 1,128
4 п. 1,504
5 п. 1,880
6 п. 2,256
7 п. 2,632
8 п. 3,008
9 п. 3,384
10 п. 3,760
11 п. 4,136
12 п. 4,512
36 п. 13,536
48 п. 18,048
1 ¼ кв. 22,560
1 ½ кв. 27,072
1 ¾ кв. 31,584
2 кв. 36,096
2 ¼ кв. 40,680
2 ½ кв. 45,120
2 ¾ кв. 49,632
3 кв. 54,144
3 ¼ кв. 58,656
3 ½ кв. 63,168
3 ¾ кв. 67,680
4 кв. 72,192
4 ¼ кв. 76,704
4 ½ кв. 81,216
4 ¾ кв. 85,728
5 кв. 90,240
5 ¼ кв. 94,752
5 ½ кв. 99,264
5 ¾ кв. 103,776
6 кв. 108,288
6 ¼ кв. 112,800
6 ½ кв. 117,312
6 ¾ кв. 121,824
7 кв. 126,336
7 ¼ кв. 130,848
7 ½ кв. 135,360
7 ¾ кв. 139,872
8 кв. 144,384
8 ¼ кв. 148,896
8 ½ кв. 153,408
8 ¾ кв. 157,920
9 кв. 162,432
9 ¼ кв. 166,944
9 ½ кв. 171,456
9 ¾ кв. 175,968
10 кв. 180,480
При переводе значений в миллиметры такая точность, как в табл. размера шрифтов, необязательна.
Строкомер.Отдельно следует сказать и о полиграфической линейке, которую практики называют строкомером. Современные верстальщики отказываются от этого инструмента, объясняя, что на дисплее компьютера все обозначено, а делать вычисления помогает калькулятор... Но линейка нужна не верстальщикам, а прежде всего дизайнерам — тем, кто занимается макетированием. Она совмещает в себе как типометрию, так и метрическую систему мер, к тому же содержит основные величины, применяемые при оформлении печатной продукции, — нонпарель, петит, корпус, цицеро. При помощи строкомера легко рассчитать точный размер будущей иллюстрации. Наконец, используя металлическую линейку, можно нарисовать аккуратный, понятный до деталей макет. Причем полиграфическую линейку легко изготовить самому.Полиграфическая линейка как бы вобрала в себя многовековой опыт типографского дела, закрепив гармоничные пропорции (вспомним о «золотом сечении»), те размеры, которые соответствуют особенностям человеческого восприятия печатного орнамента, а если конкретнее, — букв, цифр, символов, пробелов, линеек и т.д.