Важнейшая функция заголовка – руководство вниманием читателей. Яркий заголовок повышает эффективность восприятия материала. Заголовок должен быть литературно грамотным, отредактированным, нештампованным. Должно быть единство заголовка и текста. Краткость, афористичность – качества хорошего заголовка.
Заголовочный комплекс включает в себя и основной заголовок, и рубрику, и подзаголовок, и лид.
В современном заголовочном комплексе можно представить все информационные свойства публикации: предмет разговора; авторские и редакционные оценки; время и место действия; жанр; авторство; адресность публикации. В заголовочном комплексе очень важно варьировать начертания и написания шрифтов. При таком подходе можно буквально все виды заголовков набирать одной гарнитурой.
Виды заголовков:
- Основной заголовок – дает представление о стоящем под ним материале.
- Подзаголовок – чаще всего тематический (поясняет, уточняет, развивает, интригует)
- служебный подзаголовок указывает на характер, направление газетного выступления, на его литературную форму или источник информации (Репортаж с берегов Дона; От нашего корреспондента …);
- внутренний подзаголовок относится к отдельному разделу объемного материала.
- Рубрика (надзаголовок) – указывает на отдел или раздел газеты ( Панорама новостей; По районам области…); может характеризовать направление или жанр материала (Под острым углом; Реплика; Свидетель – пресса; Очерк; Фельетон…).
- «Шапка» – заголовок, объединяющий несколько газетных материалов, каждый из которых может иметь свой заголовок.
- лозунговая – обращается к читателю,
- обобщающая – выражает основную мысль подборки,
- информационная – сообщает о каком-либо событии.
Заголовок «ленточка» разверстывается на всю ширину полосы.
Правила размещения и деления заголовков на строки:
правильно дели заголовки на строки (союзы «и», «а», «но» и др., частицы «не» и «ни», предлоги «за», «из», «под», «в», «к» и т.д. нельзя отрывать от слов, к которым они непосредственно относятся);
правильно размести заголовок относительно текста (симметрично, асимметрично, над текстом, сверху между колонками текста, сбоку от текста, внутри текста).
Нельзя разрезать заголовком текст. В материалах, заверстанных наверху газетной полосы, не рекомендуется перемещать заголовок в середину, т.к. в этом случае статья как бы обезглавливается. Есть, правда, выход: можно зарамить материал и начинать его с инициала.
Важно смоделировать подачу всех видов заголовков в газете, в конкретных тематических страницах, в спецвыпусках.
Приемов оформления заголовков много: в рамке, с оборкой, с «воздухом», выключка влево, выключка вправо, акцентирование отдельных участков заголовков (больший кегль, использование прописных букв, серой подложки, линейки).
Несколько правил оформления заголовков:
- Остановите выбор на едином шрифте для заголовков материалов, связанных с новостями.
- Если вы хотите, то выберите другой шрифт для заголовков статей других разделов газеты.
- Не используйте эти шрифты для рекламы.
- Выберите нужный интервал между буквами и применяйте его последовательно и единообразно с определенным шрифтом.
- Используйте прописные и строчные буквы в заголовках.
- Определите требования к вашему заголовку (шрифты, стиль, интервал между буквами) в вашем руководстве по дизайну газеты.
Есть два правила, которые необходимо соблюдать при размещении заголовочного комплекса: читатель должен с первого взгляда определить, что этот заголовочный комплекс относится именно к этому материалу; между заголовочными элементами должна быть достаточно четкая субординация.
При оформлении заголовочного комплекса важно умело использовать белое пространство («воздух»).