Формообразующие факторы:
- внутренние (типологический, конкурентный и эстетический),
- внешние (технологический, рекламный, международный, национально-традиционный и читательский),
- личностные (субъективный фактор).
типологический формообразующий фактор.
Если газета или журнал претендуют на влиятельность и независимость (экономическую в том числе), они прежде всего ориентируются на читательскую аудиторию, которую называют главным типоформирующим признаком. Также особое место при формировании типа издания занимает владелец (учредитель, издатель). Естественно, опытный дизайнер учитывает вкусы и тех, и других. ТФ подразделяют на объективные, объективно-субъективные и субъективные.
К объективным факторам можно отнести:
- общественно-экономическую формацию;
- тип общества;
- социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе (ареале распространения);
- конъюнктуру информационного рынка;
- своеобразие потенциальной читательской аудитории (менталитет населения);
- технологический фактор (уровень развития информационных технологий, компьютерной и полиграфической техники);
- международный фактор (влияние типов журналистики, СМИ других стран).
К объективно-субъективным факторам:
- цель (политическая; экономическая; «престижная»);
- экономико-правовая модель издания (рыночная, ориентированная на независимость издания модель предполагает наличие учредительного договора и целого набора других документов);
- тип журналистики (общественно-правовая; развлекательная др.);
- профессиональные и этические стандарты (понимание журналистики как духовно-практической деятельности, понимание общественной миссии журналистики);
- характер информирования (объективный, объективированный, субъективный, или безоценочный, оценочный, смешанный);
- авторский состав;
- целевая читательская аудитория;
- внутренняя структура (тематика и проблематика, разделы и рубрики);
- жанры и формы подачи материалов;
- реклама;
- география материалов;
- язык и стиль;
- дизайн;
- объем;
- тираж,;
- периодичность.
Среди субъективных факторов выделим не только квалификацию и мастерство редакторов, менеджеров, журналистов, технических работников, дизайнеров, полиграфистов и др., но и квалификацию читателей (сотворчество, читательская активность).
Продумывая дизайн, следует прежде всего учитывать тип издания. Некоторые разновидности газет и журналов заметно отличаются по внешнему виду (детские — деловые), в других различия в форме минимальные. В дизайне возможны заимствования, но требования к созданию оригинального, незаемного «лица» сохраняются. Важно сохранить общие типологические особенности, но при этом привнести в дизайн и нечто эксклюзивное. Требование фирменности диктуется следующим формообразующим фактором — соревновательным, или конкурентным.
Не менее важен эстетический фактор, проявляющийся в том, что каждый дизайнер, даже начинающий, творит по законам эстетики, ориентируясь на категории пропорции, равновесия, ритма, контраста и др.
Внешние факторы - технологический. С начала девяностых годов российская периодика стала издаваться на основе новых компьютерных технологий. С того времени верстка периодических изданий осуществляется на редакционном компьютере, а в типографию для печати доставляется либо пленка (калька), либо файл верстки (на дискетах, по линиям связи). Электронно-лазерный набор уменьшил число клавиатурных процессов, наступила эпоха персональных компьютеров. И не просто компьютеров, а целой системы автоматизированных рабочих мест — устройства ввода, автоматизированного рабочего места редактора со сканерами, лазерными принтерами, средств печати по каналам связи.
Рекламный фактор. Журналисты рассматривают рекламу как один из основных источников финансирования, как особую — коммерческую — разновидность информации, требующей специфического, более яркого, фирменного в каждом конкретном случае оформления. Реклама благотворно влияет на дизайн газет/журналов в целом, поскольку рекламодатели, требуя броской рекламы, понуждают дизайнеров находить все новые и новые приемы дизайна, добиваться адекватной передачи фирменных цветов, фотоизображения, отличной печати. То есть редакционная техника, программное обеспечение и полиграфическое оборудование должно соответствовать мировым стандартам. Сегодня, когда в изданиях на равных представлены и редакционная, и рекламно-справочная части, этот факт нельзя не учитывать при создании композиционно-графических моделей газет и журналов.
Специфичность отечественной прессы диктуется также менталитетом наших журналистов и аудитории, особым психотипом, важнейшие черты которого — художественность, импульсивность, эмоциональность, интроверти-рованность, релятивность. Все это находит отражение в дизайне газет и журналов, учитывающем национально-традиционный и читательский факторы.
Личностный фактор: графика газеты/журнала будет тем более продуманной с эстетической и функциональной сторон, чем более профессионально выполняют свою работу все участники формообразовательного процесса — от макетчика до печатника.