Предмет, объект и проблематика социальной психологии
Предметом социальной психологии выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Полемика о социальной психологии. Подходы к определению предметной области социальной психологии.
Основная полемика касалась двух вопросов:
1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;
2) соотношения социальной психологии с психологией с одной стороны, и с социологией — с другой.
Все точки зрения по этим вопросам могут быть сгруппированы в 3 основных подхода:
Первый подход, получивший распространение среди философов и социологов, трактует соц. психологию, как науку о «массовидных явлениях психики».
Второй подход предполагает основным предметом - социальную психологию личности. С одной стороны, больший акцент делается на психологические особенности личности, с другой, выделяется положение человека в коллективе, межличностные отношения.
Третий подход объединяет два предыдущих. Соц. психология рассматривается как наука, изучающая и массовидные явления психики, и положение личности в группе.
Традиционно социальная психология разделяется на три или четыре области исследования:
1) изучение индивидуального социального поведения,
2) изучение диадического социального взаимодействия и процессов имения,
3) изучение малых групп,
4) психологическое изучение социальных проблем.
Как показывают современные зарубежные обзоры, социальная психология занимается изучением широкого спектра проблем. К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести:
1) процессы атрибуции;
2) групповые процессы;
3) оказание помощи;
4) аттракция и аффилиация;
5) агрессия;
6) преступления;
7) установки и их изучение;
8) социальное познание;
9) социальное развитие личности (социализация);
10) кросскультурные исследования.
Разделы социальной психологии:
1) Социальная психология личности
2) Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),
3) Психология межгруппового взаимодействия,
4) Психология малых групп,
5) Психология больших социальных групп и массовых явлений.
Основные объекты исследования в социальной психологии:
- Личность в группе (системе отношений)
- Малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.)
- Взаимодействие в системе "Личность-Личность" (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.)
- Взаимодействие в системе "Личность-Группа" (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.)
- Взаимодействие в системе "Группа-Группа" (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.)
- Большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.).
Объект исследования (кого?) – человек, как представитель определенной социальной группы, социальные группы общества.
Предмет исследования (что?) - психологические закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также, особенности самих этих групп.
Связь социальной психологии с другими науками: - социология (социальный фон) - политология (политический фон) - общая психология (методологический аппарат, базовые знания о психике) - история (сведения о развитии общества, исторический фон) - этнография (быт, культура, традиции этнических групп) - педагогика (обучение и воспитание в группах) - философия (этика) - военные науки - юридические науки (изучение ОПГ, практика суда присяжных)
Подход к проблеме. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части.
Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.
Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.
Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется еще двумя обстоятельствами. Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап бурного оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 50-х — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Социальная психология на Западе имеет весьма солидную историю, которая также убедительно подтверждает эту истину.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
Андреева: Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
К такому пониманию своего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснения вопроса полезно проанализировать содержание тех дискуссий, которые имели место в ее истории.