Многообразие видов человеческой деятельности
Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает и многообразие методов научного познания, которые могут быть классифицированы по различным основаниям или критериям. Прежде всего в научной методологии выделяют методы духовной (в том числе научной) и методы практической деятельности. Однако в настоящее время очевидно, что методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, а должна, в свою очередь, выходить далеко за его пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. Необходимо иметь в виду достаточно тесное взаимодействие научного познания и практики.Что же касается методов науки, или когнитивных методов, то оснований для их разделения на группы (или классы) может быть несколько. Так, по роли и месту в процессе научного познания различают методы формальные (методы формальной и математической символической логики) и содержательные, К основным видам содержательной методологии относятся методы философские, общенаучные, общелогические и частнонаучные. Выделяются и такие методы науки, как эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и методы изложения.Содержание изучаемых объектов также может служить основанием для разделения совокупности методов на две группы: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук, В свою очередь, методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы, В этой связи выделяют также методы качественные и количественные, вероятностные, непосредственного и опосредованного познания и др.В современном науковедении успешно работает многоуровневая методологическая классификация методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методынаучного познания подразделяются на всеобщие философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования.I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
Философские системы (соответственно и их методы) часто сочетались и переплетались в разных пропорциях. Так, диалектический метод Г. Гегеля был соединен с идеализмом, у К. Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.Следует отметить, что философские методы — это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, находящийся на самых высших "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.Философские методы определяют лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования" [44, с. 13]. Но это не означает, что философские методы не обязательны в научном исследовании. Как свидетельствует история познания мира человеком, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки механицизма, эмпиризма, априоризма с самого начала предполагают искажение объективной истины, приводят к ограниченному, метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта.Для конкретизации всеобщего философского метода рассмотрим характерные особенности диалектического и метафизического методов научного исследования, учитывая, что эти философские методыдостаточно широко представлены в истории философии и науке и имеют широкое применение в исследовании на современном этапе развития общества.Диалектика (от греч. сИа1екике — искусство вести беседу, спор) — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.