Основные задачи и проблемы гигиены детей и подростков.
Факторы, формирующие здоровье. Критерии и группы здоровья.
Основные задачи: 1)сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения на основе научно обоснованных сан-гигиенических требований к условиям воспитания и обучения; 2) обеспечение благоприятного развития детей и подростков.
Основные проблемы: 1)гигиена обучения и воспитания; 2)гигиена труда подростков; 3)гигиена детских и подростковых учреждений; 4)гигиена физического воспитания; 5)изучение и коррекция состояния здоровья детей и подростков; 6) гигиенические основы питания детей и подростков.
Факторы, формирующие здоровье:
Все факторы, которые влияют на рост, развитие и здоровье ребенка, можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние факторы: а)наследственные факторы; б)эндокринные факторы представляют собой систему взаимосвязанных желез, на рост и развитие (гипофиз); в)нервные факторы — это вся нервная система, влияющая на рост и развитие.
Внешние факторы: а)питание: его влияние пропорционально темпу роста ребенка; б)болезни матери в течение беременности, а также болезни самого ребенка до и после рождения могут тормозить его рост и развитие; в)гигиена, квартирные условия, пребывание на свежем воздухе и солнце, простуда и перегрев на солнце, климат и географические районы проживания; г)социальные условия жизни.
Для оценки состояния здоровья ребенка устанавливаются 4 критерия:
1) функциональное состояние основных систем (дыхательная, сердечно-сосудистая и др.);
2) степень резистентности и реактивности организма — т.е., как ребенок переносит возможные вирусные и бактериальные заболевания (грипп, бронхит);
3) состояние физического и нервно-психического развития;
4) наличие или отсутствие хронической патологии.
На основе критериев выделяют группы здоровья (5):
1)здоровые с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
2)здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;
3)больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;
4)больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями организма;
5)больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети 5-й группы не посещают детских учреждений, в связи с этим они часто не охвачены массовыми профилактическими медосмотрами.