Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ответы к экзамену по социальной психологии - Психологические условия сплочения коллектива

Cмотрите так же...
Ответы к экзамену по социальной психологии
Предмет и проблематика социальной психологии
Дискуссия о предмете социальной психологии
Современные представления о предмете социальной психологии
Задачи социальной психологии и проблемы общества
История развития социально – психологических знаний
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии
Предпосылки возникновения социальной психологии
Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
Первые исторические формы социально-психологического знания
Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма
Экспериментальный период развития социальной психологии
Основные этапы развития отечественной социальной психологии
Характеристика методов социальной психологии
Этические проблемы в социальной психологии
Опросные методы и особенности их применения
Тесты в социально – психологических исследованиях
Транзактный анализ межличностных отношений
Проблема общения в социальной психологии
Место и природа межличностных отношений
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Единство общения и деятельности
Социально – психологические процессы и явления,
Общение как информационный процесс
Психологические механизмы взаимовлияния людей
Особенности психологической перцепции
Психологические механизмы взаимопонимания
Аттракция: психологическая сущность
Научное понимание общественной (групповой) психики
Малая социальная группа как объект социальной психологии
Анализ подходов к классификации социально – психологических процессов
Социально – психологические теории коллектива
Психологическая теория коллектива
Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива
Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
Психологические условия сплочения коллектива
Динамические социально – психологические процессы
Психологический анализ причин межличностных конфликтов
Динамика конфликта
Методы разрешения социальных конфликтов
Характеристика конфликта как социального – психологического феномена
Социальная и психологическая установка личности
Личность как предмет социальной психологии
Специфика социально-психологической проблематики личности
Понятие социализации
Социально – психологическая адаптация (дезадаптация) личности
Социально – психологическая роль личности
Социально – психологические проблемы педагогической деятельности
All Pages

 

Психологические условия сплочения коллектива (малой группы)

Сплочение малой группы — это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. Термин ценностно-ориентационное единство введен в отечественную социальную психологию А.В. Петровским и означает, что отношения между членами группы носят опосредованный совместной деятельностью характер, выражением чего является совпадение для членов группы ориентации на социальные ценности совместной деятельности.

Сплоченность как черта психологии группы, выражающая степень единомыслия и едшюдействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Для членов малой группы сама по себе сплоченность — привлекательная цель и ценность, групповое состояние, к которому надо стремиться.

Процесс сплочения членов малой группы осуществляется на всех этапах ее развития и проходит три ступени. Сначала члены группы воспринимают друг друга в соответствии с общечеловеческими нормами поведения и, как правило, по внешним, поверхностным и несущественным признакам. В ходе общения (в основном эмоционального) складываются симпатии или антипатии, доверие или недоверие и т.п. Таким образом, осуществляются так называемая первичная психологическая дифференциация группы и интеграция неформальных микрогрупп в ней. Затем по мере осознания и внутреннего принятия людьми целей и задач совместной деятельности, понимания ими своей роли и ответственности за их достижение складывается новый характер отношений между членами малой группы. Новые системы ценностей и возникающие на их основе взаимоотношения как бы накладываются на уже существующие, а их согласование и адаптация проходят уже безболезненно. И, наконец, в процессе дальнейшей совместной деятельности продолжается упрочение системы ценностно-ориентационного взаимодействия, а деловое и эмоциональное единство членов малой группы становится фактором развития психологии малой группы.

 

Психика малой группы: сущность, структура, функции

Структура группы подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Выделяют 2 вида групповой структуры: 1) Формальная С – задается вышестоящей организацией и характеризует формальные предписанные, обязательные связи между участниками. 2) Неформальная структура – основана на эмоциональных привязанностях людей и зависит.

   Малую группу характеризуют как статические (состав, границы, композиция), так и динамические процессы. Главной задачей социально-психологических исследований является изучение динамических процессов. В результате этих исследований выявляются общие закономерности общения и взаимодействия, реализуемые в малой группе; раскрываются механизмы связи с общественными отношениями и доведения до личности общественных норм, ценностей, установок. Важный аспект исследования – это изучение процесса развития группы, изменения групповых свойств на различных этапах становления группы, а также, каким образом активность личности реализует усвоенные влияния и осуществляет их отдачу.
   Понятие групповая динамика может употребляться в трех значениях:
   1) направление исследования малых групп в западной социальной психологии (школа К. Левина);
   2) обозначение методик, используемых при изучении малых групп, разработанных в школе К. Левина (особый вид лабораторного эксперимента);
   3) совокупность процессов, которые происходят в малой группе.
   Групповая динамика – совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования.
   Важнейшими динамическими процессами являются: образование малых групп (способы формирования групп, психологические групповые механизмы: феномен группового давления, развитие групповой сплоченности); групповая сплоченность; лидерство; принятие группового решения; эффективность группы.
   В отечественной социальной психологии развивалось направление, рассматривающее в качестве своеобразного итога развитие группы такой специфической стадии, как коллектив. Вся проблематика коллектива также имеет отношение к групповой динамике малой группы.
   Малая группа задается функционированием общества. Таким образом, причины ее возникновения лежат в социальной структуре. Социальная психология изучает переход социального процесса образования группы в психологическую плоскость. Анализ развития группы как психологической общности базируется на выделении двух главных сфер ее жизнедеятельности: деловой и эмоциональной. Можно выделить три механизма групповой динамики: разрешение внутри-групповых противоречий (противоречия между потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью; между стремлением членов группы к самореализации и тенденциями включения в групповые процессы); идиосинкразический кредит (лидеру позволяется нарушать групповые нормы, что нельзя рядовому члену); психологический обмен (через совместную деятельность происходит статусная дифференциация).

 

Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.

1) Размер или численность группы. С т.з. взаимоотношений и управления группой оптимальным размером группы будет 7 ± 2. Для целей обучения оптимальным считается 25 человек т.к. необходима вариативность мнений.

2) Структура группы отражает характер связей и взаимоотношений между участниками группы. Выделяют 2 вида групповых структур:

2.1 Формальная структура группы – задается вышестоящей организацией и характеризует формальные, предписанные обязательные связи между участниками группы (Руководитель -> замы -> подчиненные ). ФС предполагает деловое общение между участниками группы для реализации групповых целей. Эти отношения являются предписанными обязательными, т.е. при ФС люди общаются в группе из необходимости осуществлять групповую деятельность.

2.2 Неформальная структура группы – основана на эмоциональных привязанностях, на симпатиях/антипатиях людей. С т.з. Морено НфС состоит из 4 элементов в соответствии с тем статусом или позицией которую занимает каждый из участников:

· Звезды (лидеры) – люди, пользующиеся максимальной популярностью.

· Предпочитаемые – участники группы, по отношению к которым преобладает ”+” отношение, нежели ”-”.

· Отвергаемые – те участники группы у кого ”-” выборы преобладают над “+”.

· Изгои (аутсайдеры) – те, кто не получил ни ”-” ни “+”, самая неблагоприятная группа.

Считается, что группа хотя бы с одним лидером более успешна, чем без него. Такие группы менее подвержены панике, более организованны, легче управляются. Соотношение ФС и НфС в реал жизни: 1) Ф и НфС частично совпадают 2) полностью совпадают 3) вообще не совпадают.

3) Групповая сплоченность – мера тесноты и устойчивости связей внутри группы. Это такое морально-психологическое состояние участников группы, при котором чувство Я заменяется чувством Мы, и возникает возможность жертвовать чем либо ради групповых интересов, такая группа более мобильна и организованна. Факторы способствующие ГС:

1) Фактор общей территории

2) Общий язык, национальность

3) Схожий культурно-интеллектуальный уровень

В современной СП феномену ГС предается большое значение.

4) Фасилитация — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.

Ингибиция — ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.

5) Психологическая совместимость – сложный феномен, проявляющий себя на неск. уровнях:

5.1 Биологический уровень – совместимость крови.

5.2 ПС по типу темперамента. Она подчиняется принципу комплиментарности – чем ближе отношения между людьми, тем более противоположенные темпераменты являются совместимыми.

5.3 ПС по чертам характера и по духовному, культурному различию. Тут действует принцип сходства.

5.4 Социально-психологическая совместимость – совместимость по жизненным целям и ценностям, по идеалам, по убеждениям. Действует принцип сходства. [ПС - парный феномен]

6) Срабатываемость участников группы – легкость достижения совместных результатов в какой-либо деятельности. С для новых участников группы возникает не сразу. 2 уровня С:

1) Психофизиологический – С образуется благодаря синхронности и слаженности выполнения деятельности.

2) Социально-психологический – С вырабатывается благодаря оптимальному распределению обязанностей с учетом индивидуальных особенностей.

7) Внушаемость – стихийное эмоциональное давление в группе на ее участников (прямое/косвенное). Человек не осознает этого влияния на рациональном уровне, он становиться объектом внушения.

8) Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

9) Эмпатия – способ-ть эмоционально воспринимать других людей проникать в их настроение

И Э состояние в процессе общения. Лежит в основе сочувствия и сопереживания. Развитие Э-ии зависит от типа темперамента, пола, даже возраста.

10) СПК – преобладающий относительно-устойчивый эмоциональный настрой в группе, влияющий на образ жизни людей, их повседневное самочувствие, работоспособность. СПК зависит от: 1) Сумма индивидуальных эмоциональных вкладов 2) Характеристики проф или учеб деятельности 3 вида СПК: 1)Благоприятный 2)Не благоприятный 3) Нейтральный