Редукционизм и антиредукционизм в биологии. Проблема биологической реальности.
Среди этих подходов можно выделить два полностью противоположных: витализм и редукционизм. В самом широком понимании витализм утверждает, что специфика живого определяется наличием особого фактора, особого начала, которое несводимо к тем принципам, которые лежат в основе неживой Природы. Согласно редукционизму жизнь можно полностью объяснить ее физической и химической организацией.
Раньше всего появился витализм, его родоначальником является Аристотель, который утверждал, что основа живых организмов, их возникновения, развития и функционирования — нематериальная душа (псюхе), являющаяся формой живого тела [Аристотель]. Согласно Аристотелю, все вещи представляют собой соединение формы и материи. Материя — то, из чего вещь состоит, а форма — ее суть, то, что делает вещь именно тем, чем она является. Материя — возможность, форма — действительность (по-гречески — энтелехия).
В виталистической традиции, идущей от Аристотеля, осно-вой жизни является нематериальное организующее начало (в различных смыслах этого слова — невещественное, идеальное, духовное и т. д.). Эта традиция господствовала в биологии вплоть до эпохи Нового времени. В XVII в. возникает механицизм. Механицисты уподобляли все организмы и тело человека (душу человека они считали бессмертной и нематериальной) машинам, отличающимся особой тонкостью и сложностью материальной организации, которая сотворена в готовом виде Богом. При этом, по мнению механицистов, функционирование живых организмов можно полностью объяснить с помощью физики и химии. Такой подход, по сути отрицающий фундаментальную, не сводимую к чему-либо другому специфику жизни, позже получил название редукционизма. Среди биологов механицисты преобладали до середины XVIII в.
В XIX в. витализм продолжал существовать параллельно с редукционистским физико-химическим подходом к основам жизни, который, уходя от упрощенных механистических трактовок, быстро набирал силу, в то время как витализм сдавал свои позиции. Прогресс в области физики и химии, появление новых экспериментальных методик стремительно расширяли поле возможностей для исследования физико-химических основ жизни. Все это внушало мысль, что можно обойтись без постулирования особого жизненного начала.
Неовитализм появился на рубеже XIX—XX вв. Его лидерами стали эмбриолог Ганс Дриш и физиолог Якоб фон Иксюолль. Оба они были кантианцами. Хотя к середине XX в. физико-химический подход в понимании основ жизни утвердился в биологии, многих ученых, отвергавших витализм, не устраивал и редукционизм. Уже в конце XIX в. в философии биологии начал разрабатываться эмерджентный подход (от англ. emerge — внезапно возникать). Согласно этому подходу специфика жизни определяется особыми свойствами, возникающими при появлении сложной физико-химической организации, но при этом они несводимы к свойствам компонентов этой организации, а возникают в результате качественного скачка. Первый такой скачок был свя-зан с возникновением жизни, первых живых организмов, и в дальнейшем биологическая эволюция сопровождалась новыми качественными скачками, связанными с усложнением биологической организации. Но для эмерджентного подхода существенно, что первопричина жизни кроется все-таки в специфической физико-химической организации, и в этом его кардинальное отличие от витализма, для которого, наоборот, жизненное начало и есть причина уникальности ее материальной организации.
В начале XX в. возникает холистический подход, или холизм. Холистический подход в биологии утверждает, что целостность живых организмов нельзя свести к свойствам их компонентов и отдельных протекающих в них процессов.
Для невиталистически мыслящих ученых и философов холистический подход получил серьезную поддержку благодаря появлению в 1930-х гг. на научной сцене теории систем и кибернетики. Создатель теории систем JI. фон Берталанфи и его последователи рассматривают биологические системы, используя теоретический аппарат физики (прежде всего термодинамики) и химии.
В начале XX в. появился еще один подход в философии биологии — органицизм, согласно которому именно целостная организация организма определяет всю его жизнедеятельность. Составляющие организм структуры и протекающие в нем процессы хотя и обеспечивают единство организма, но не создают его, детерминирующим фактором является здесь целое. К основоположникам органицизма относятся такие биологи, как У. Риттер, Э. Рассел, Дж. Вуджер. Так, У. Риттер в книге «Единство организма» (1919) кратко сформулировал суть своего подхода, который он назвал «организмализмом», следующим образом: «Организм в своей тотальности является столь же существенным для объяснения своих элементов, как и его элементы — для объяснения организма». В органицизме обычно подчеркивается Иерархическое строение организма и утверждается, что явления На уровне целого организма нельзя интерпретировать исключительно в понятиях физики и химии.
Редукционистский подход многие считают неприемлемым для понимания большинства биологических явлений, идет ли речь о физиологии, поведении, взаимодействии организмов в экосистеме, эмбриональном развитии или об эволюционных процессах. В последнее время все больше антиредукционистски настроенных биологов считают органицизм наиболее перспективной парадигмой в биологии (см., например: Воск, Goode, 1998; Gilbert, Sarkar, 1997; May г, 2000].