Основные сведения об осевых насосах.
Осевые насосы типа 0В (ОПВ) предназначены для перекачивания воды с температурой до +35°С, содержанием взвешенных частиц максимальной массовой концентрацией 0,3%, размером не более 0,06%. Применяются для циркуляционного водоснабжения тепловых и атомных электростанций, в оросительных системах и других отраслях народного хозяйства.
Отличительной особенностью осевых насосов является - конструкция и функционирование рабочего колеса. Оно состоит из втулки, на которой укреплено несколько лопастей, представляющих собой удобообтекаемое изогнутое крыло с закрученной передней набегающей на поток кромкой. При перемещении профиля лопасти, вызываемого вращением рабочего колеса, в жидкости, за счет изменения скорости её течения вдоль нижней и верхней поверхности профиля, давление над профилем должно повыситься, а под профилем - понизиться. Благодаря этому создается напор насоса.
Рабочее колесо насоса вращается в трубчатой камере, в результате чего основная масса потока в пределах колеса движется в осевом направлении, что и определило название насоса.
Двигаясь поступательно, перекачиваемая жидкость одновременно несколько закручивается рабочим колесом. Для устранения вращательного движения жидкости служит выправляющий аппарат, через который она проходит перед выходом в коленчатый отвод, соединяемый с напорным трубопроводом. Жидкость подводится к рабочим колёсам небольших осевых насосов с помощью конических патрубков. У крупных насосов для этой цели служат камеры и изогнутые всасывающие трубы относительно сложной формы.
Осевые насосы конструктивно подразделяются на насосы типа ОП (ось лопасти располагается перпендикулярно оси насоса) и диагональные типа БД (с диагональным расположением оси лопасти по отношению к оси насоса).
Осевые насосы типа 0В изготовляются двух типов:
0В - осевой вертикальный насос с жестко закрепленными лопастями рабочего колеса - осевое положение;
ОПВ - осевой вертикальный насос с приводом поворота лопастей рабочего колеса.
Осевые насосы имеют высокий КПД - 90% и выше, а наличие системы регулирования угла поворота лопастей позволяет поддерживать высокий КПД в широком диапазоне изменения рабочих параметров.
В обозначении типоразмера насоса цифра после букв - модель рабочего колеса (2,5,10,11,16); следующая цифра - диаметр рабочего колеса в см; после цифр указывается модификация исполнения.
Насосы выпускаются нескольких модификаций основного исполнения:
К - с подводом камерного типа;
Э - с электроприводом поворота лопастей;
КЗ - с подводом камерного типа;
МБ - моноблочный;
ЭГ - с электрогидроприводом поворота лопастей;
МБК - моноблочный с подводом камерного типа.
Материал основных деталей: камера рабочего колеса и лопасть рабочего колеса - сталь (12Х18Н9ТЛ, 10Х12НДЛ и 20Л), выправляющий аппарат - чугун СЧЗО или сталь 20Л, 35Л-П.
Осевые насосы представляют собой вертикальную конструкцию, с выходным патрубком, направляющим аппаратом и отводным коленом, в котором располагается на вертикальном валу (основном) рабочее колесо.
В выправляющем аппарате, расположенном над колесом, имеются лопатки. Промежуточный вал, соединенный с ведущим электродвигателем и находящийся вне корпуса насоса, подсоединяется к основному валу.
Конструкция предусматривает возможность ремонта рабочего колеса без разборки агрегата.
Погружные осевые насосы типа ОПВ представляют собой моноблочные агрегаты со встроенными асинхронными электродвигателями, помещенными в герметичный стальной корпус с избыточным давлением воздуха. Сжатый воздух подводится по специальным трубопроводам.
Электронасос устанавливается под водой на укрепленном откосе водоема на салазках или на катках по направляющим рельсам.
Диагональные насосы, предназначенные для перекачивания воды с температурой 450С, изготовляются двух видов:
ДД - диагональный вертикальный насос с жестко закрепленными лопастями рабочего колеса - основное исполнение;
ВДП - диагональный вертикальный насос с приводом поворота лопастей рабочего колеса.
У диагональных насосов поток жидкости, проходящий через рабочее колесо, направлен не радиально, как у центробежных насосов, и не параллельно оси, как у осевых, а наклонно, как бы по диагонали прямоугольника, составленного из радиального и осевого направлений.
Наклонное направление потока создает основную конструктивную особенность диагональных насосов - наклонное к оси насоса расположение лопастей рабочего колеса. Это обстоятельство позволяет использовать при создании напора совместное действие подъемной и центробежной сил и по своим рабочим параметрам диагональные насосы занимают промежуточное положение между центробежными и осевыми.