Канал измерения запаса топлива. Назначение средств измерения количества топлива.
Приборы, предназначенные для измерения объемного или весового количества топлива в баках ЛА, называются топливомерами.
Запас топлива на ЛА чрезвычайно велик и неправильное расходование его из отдельных баков может привести к нарушению центровки ЛА. Для устранения этого на ЛА устанавливаются специальные автоматы, обеспечивающие выработку топлива из отдельных групп баков по определенной программе. Такие автоматы, составляющие единую систему с топливомерами, называются системами измерения и расходования топлива.
Для измерения суммарного расхода топлива за время полета применяются суммирующие расходомеры.
Знание общего запаса топлива на ЛА и его расхода в единицу времени позволяет определить время полета, а при известной скорости полета – и дальность.
Существуют следующие методы измерения количества топлива:
- манометрические, при которых измеряется давление столба жидкости в баке;
- поплавковые, основанные на измерении положения поплавка, плавающего на поверхности жидкости;
- емкостные, при которых электрическая емкость специального конденсатора, установленного баке, зависит от уровня жидкости;
- радиационные, основанные на измерении интенсивности ядерного излучения, зависящего от уровня жидкости;
- радиочастотные, основанные на зависимости от уровня жидкости параметров отрезков длинных линий;
- ультраакустические, основанные на измерении уровня по отражению ультразвука от границ раздела сред и др.
Наиболее распространены поплавковые и емкостные методы измерения количества топлива.
Рассмотрим емкостной уровнемер.
Принцип действия емкостного топливомера основан на зависимости величины емкости специального конденсатора от уровня топлива в баке.
Чувствительный элемент емкостного топливомера (рис.) представляет собой цилиндрический конденсатор с внутренним электродом 1,внешним 2 и изоляционным слоем 3. Между изоляционным слоем и внешним электродом находится слой жидкости (топливо, кислота), уровень которой необходимо измерить. Если уровень жидкости в баке изменяется, то будет изменяться и емкость конденсатора вследствие того, что диэлектрические постоянные жидкости и воздуха различны.
Рис. Схема чувствительного элемента емкостного топливомера: 1 - внутренний электрод; 2 - внешний электрод;
3 - изоляционный слой.