Измерение вертикальной скорости
Измерение вертикальной скорости осуществляется вариометрами. Принцип их работы основан на установлении связи вертикальной скорости ЛА с запаздыванием давления при измерении высоты.
Вариометр – анероидно-мембранный прибор выполненный по следующей схеме:
В герметичный корпус подается Рст. Рст подается также во внутреннюю полость мембранной коробки через трубопровод, имеющий достаточно большой диаметр сечения d и длину l. При Н = const система находится в статическом состоянии, т.е. давление внутри полости равно давлению в мембранной коробке.
Изменение высоты приводит к изменению давлению мембранной коробки относительно давления внутри корпуса. Это связано с гидравлическим сопротивлением капиллярной трубки относительно давления мембранной коробки.
– внутренне давление в мембранной коробке;
– внутренне давление в корпусе.
Вариометр градуируют в м/с от 0 до 300 (ВАР-300).
Показатели вариометра компилируют с показателями g.
Величина отклонения стрелки вариометра характеризуется чувствительностью. Чувствительность определяется конструктивными особенностями, а также параметрами среды.
– коэффициент вязкости воздуха;
– объем внутренней поверхности вариометра;
Вариометры имеют высокую чувствительность к температуре воздуха внутри прибора.
Для устранения данной погрешности корпуса вариометра имеют малую теплопроводность. В качестве материала используют карболит, полиамидные смолы.
Кроме температурных погрешностей вариометр имеет динамические погрешности – диметр капиллярной трубки.
Постоянная времени – несколько секунд и повышается с увеличением высоты.
Аэрометрический метод измерения скорости
Принцип действия основан на применении закона Бернулли.
, , – давление, весовая плотность и скорость набегающего потока.
, , – давление, весовая плотность и скорость заторможенного потока.
В случае полного затормаживания потока , тогда
При скоростях воздушных потоков менее 400 км/ч считается, что весовая плотность заторможенного и набегающего потока равны. Следовательно
– заторможенное (полное) давление;
– градуировочная характеристика показателя скорости.
При скоростях воздушных потоков более 400 км/ч происходит адиабатическое сжатие воздуха, а, следовательно, и изменение плотности.
Для разных скоростей (до сверхзвуковых) зависимость скорости от перепада давления определяется следующей формулой:
и – статическое давление и температура на высоте полета.
Данная формула определяет истинное значение воздушной скорости на дозвуковых скоростях.
При скоростях V>400 км/ч:
Из формулы видно, что измерение числа Маха зависит от , но не зависит от .
При увеличении скорости часть скоростного напора тратится на образование ударных волн, а также повышения температуры ЛА и разность давлений , на скачки и уплотнения.
Комбинированный указатель скорости (КУС).
Представляет собой герметичный корпус, в котором находится мембранная коробка, в которую подается Pполн с ПВД. Во внутреннюю полость прибора подается Pстатич. Изменение давления приводит в действие систему рычагов и передаточных механизмов, которые передают сигнал на указатель.
Приборная скорость необходима для того, чтобы пилот реализовал подъемную силу.
Для ее измерения вводится анероидная коробка и плотность.
При расширении или сужении анероидной коробки происходит изменение углового положения стрелки, показывающей приборную скорость.
Указатель числа Маха
– конструктивно выполнен как указатель истинной скорости, но отсутствуют элементы, учитывающие Т с изменением высоты.
Погрешности указателей скорости имеют как методический, так и инструментальный характер.
1) Показатели истинной и приборной скорости – только на уровне моря.
2) Методическая погрешность зависит от Т1, определяемая стандартным атмосферным давлением – устраняется компенсаторами 1-го и 2-го рода.
Погрешности дисбаланса устраняются с помощью противовесов.
ПВД
Для получения информации давления из окружающей среды о Pдинамич и Pстатич используют ПВД.
ПВД – специальное устройство, в виде цилиндрического воздухозаборника, которое имеет два приемника давления.
На дозвуковых самолетах ПВД устанавливают на плоскость крыла или фюзеляж. Для сверхзвуковых самолетов ПВД выносят на штанге.