Роль и назначение СОИ на борту современных ЛА. Виды представления пилотажной, навигационной и иной информации на борту ЛА. Условия эксплуатации.
Роль и назначение СОИ на борту современных ЛА.
В процессе управления ЛА между пилотом и ЛА в комплексе осуществляется непрерывное информационное взаимодействие. Характер определяется типом и назначением ЛА, а также задачами полета.
Параметры, значения передаются по СОИ. Данную информацию пилот дополняет собственной информацией, получаемой от различных органов осязания.
На основании имеющейся информации формируется описание о состоянии ЛА. Пилот принимает решение о полученном параметре и воздействует на систему управления.
Система отображения информации – посредник между пилотом и ЛА.
Система отображения информации представляет различные виды отображения информации.
Практически пилот воспринимает информацию зрением, слухом и тактильным чувством, но до 90% всей информации приходится на органы зрения.
СОИ подразделяются на различные классы по 4-м признакам:
1) форма представления информации;
2) характер;
3) структура;
4) конструктивные признаки реализации.
По форме представления информации СОИ подразделяется на ассоциативные, текстовые, изобразительной формы отображаемой информации, цифровая, знаковая, алгоритмическая, структурная.
По характеру СОИ реализуются в виде постоянного представления информации, переменной информации, текущей информации, прогнозирующей информации.
По структуре СОИ подразделяются на однопараметрические, суммирующие, интегральные (обобщает несколько параметров), синтезирующая, командующая.
Конструктивный признак характеризуется компоновкой:
1) в виде приборных досок;
2) систем индикации информации на лобовом стекле (ИЛС);
3) шлемофоны.
Виды представления пилотажной, навигационной и иной информации на борту ЛА.
Выполненные в виде приборных досок, блоков сопряжения, панелей управления, систем звуковой и световой сигнализации, использ. защиту сети от к.з. и всевозможные преобразователи информации.
Все приборы подразделяются на 5 типов:
1) пилотажные приборы;
2) навигационные приборы;
3) приборы указывающие параметры других приборов и систем;
4) обзорные индикаторы;
5) Индикаторы подвижных средств и технических систем ЛА.
Вся информация, реализуемая СОИ оптимизируется для восприятия. Форма и цвет предмета при яркости символа 10 Кд/м, при 0,03 Кд/м – сумеречное восприятие. Восприятие возможно при значительной яркости символа.
Наравне с яркостью, важное значение имеет цветовое отображение информации: чувствительность глаза желтых и зеленых цветовых гамм, значительно ниже красных.
При проектировании происходит рассмотрение бинокулярного зрения. Моторная деятельность характеризуется моторным полем, скоростью перемещения, энергетическими затратами.
Скорость реакции зависит от типа и интенсивности раздражителя, подготовки настроения, возраста и определяется в секундах.
При обращении пилота к клавиатуре у него должна быть высокая скорость.
Этапами переработки информации пилотом можно перенести к выполнению следующих операций.
Этапы выполнения – сводятся к следующим операциям:
Опознавание и отбор, оценка приоритета, отброс устаревшей информации, получение недостающих данных, принятия решения, ввод информации в систему, управление – вмешательство в систему управления.
Как правило, пилот вводит поправку информации в систему, исходя из опыта, знаний и интуиции.
Оператор является неотъемлемой частью управления, следовательно создается интерфейс машина – человек.