Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки по авиационным приборам и измерительно-вычислительным комплексам. Часть 3 - Виды представления пилотажной, навигационной и иной информации

 

Роль и назначение СОИ на борту современных ЛА. Виды представления пилотажной, навигационной и иной информации на борту ЛА. Условия эксплуатации.

Роль и назначение СОИ на борту современных ЛА.

В процессе управления ЛА между пилотом и ЛА в комплексе осуществляется непрерывное информационное взаимодействие. Характер определяется типом и назначением ЛА, а также задачами полета.

Параметры, значения передаются по СОИ. Данную информацию пилот дополняет собственной информацией, получаемой от различных органов осязания.

На основании имеющейся информации формируется описание о состоянии ЛА. Пилот принимает решение о полученном параметре и воздействует на систему управления.

Система отображения информации – посредник между пилотом и ЛА.

Система отображения информации представляет различные виды отображения информации.

Практически пилот воспринимает информацию зрением, слухом и тактильным чувством, но до 90% всей информации приходится на органы зрения.

СОИ подразделяются на различные классы по 4-м признакам:

1)  форма представления информации;

2)  характер;

3)  структура;

4)  конструктивные признаки реализации.

По форме представления информации СОИ подразделяется на ассоциативные, текстовые, изобразительной формы отображаемой информации, цифровая, знаковая, алгоритмическая, структурная.

По характеру СОИ реализуются в виде постоянного представления информации, переменной информации, текущей информации, прогнозирующей информации.

По структуре СОИ подразделяются на однопараметрические, суммирующие, интегральные (обобщает несколько параметров), синтезирующая, командующая.

Конструктивный признак характеризуется компоновкой:

1)  в виде приборных досок;

2)  систем индикации информации на лобовом стекле (ИЛС);

3)  шлемофоны.

Виды представления пилотажной, навигационной и иной информации на борту ЛА.

Выполненные в виде приборных досок, блоков сопряжения, панелей управления, систем звуковой и световой сигнализации, использ. защиту сети от к.з. и всевозможные преобразователи информации.

Все приборы подразделяются на 5 типов:

1)  пилотажные приборы;

2)  навигационные приборы;

3)  приборы указывающие параметры других приборов и систем;

4)  обзорные индикаторы;

5)  Индикаторы подвижных средств и технических систем ЛА.

Вся информация, реализуемая СОИ оптимизируется для восприятия. Форма и цвет предмета при яркости символа 10 Кд/м, при 0,03 Кд/м – сумеречное восприятие. Восприятие возможно при значительной яркости символа.

Наравне с яркостью, важное значение имеет цветовое отображение информации: чувствительность глаза желтых и зеленых цветовых гамм, значительно ниже красных.

При проектировании происходит рассмотрение бинокулярного зрения. Моторная деятельность характеризуется моторным полем, скоростью перемещения, энергетическими затратами.

Скорость реакции зависит от типа и интенсивности раздражителя, подготовки настроения, возраста и определяется в секундах.

При обращении пилота к клавиатуре у него должна быть высокая скорость.

Этапами переработки информации пилотом можно перенести к выполнению следующих операций.

Этапы выполнения – сводятся к следующим операциям:

Опознавание и отбор, оценка приоритета, отброс устаревшей информации, получение недостающих данных, принятия решения, ввод информации в систему, управление – вмешательство в систему управления.

Как правило, пилот вводит поправку информации в систему, исходя из опыта, знаний и интуиции.

Оператор является неотъемлемой частью управления, следовательно создается интерфейс машина – человек.