Компоновка авиационных эргатических комплексов. Особенности, факторы и виды компоновки.
Авиационные эргатические системы относятся к классу больших эргатических систем, для которых характерно наличие совокупности взаимосвязанных управляемых подсистем, объединенных общей целью функционирования. Согласно определению система является большой с точки зрения оператора, если она превосходит его возможности в каком-либо аспекте, важном для достижения поставленной перед ним цели.
Компоновка эргатической системы является важным этапом ее проектирования, во многом определяющим ее рациональную организацию.
Рациональная компоновка больших эргатических систем является достаточно сложной задачей, при решении которой должны учитываться многочисленные независимые, иногда противоречивые факторы и требования, вследствие чего она относится к классу задач многофакторной оптимизации.
Основной задачей компоновки является создание оператору условий, необходимых для эффективного выполнения эксплуатационных задач, при сохранении достаточно высокого уровня безопасности работы.
Рациональная организация авиационной эргатической системы затруднена из-за:
· весьма ограниченных размеров кабин экипажа;
· большого количества средств отображения информации и средств управления, устанавливаемых на рабочих местах членов экипажа;
· недостатка места, особенно в наилучших по досягаемости и обзору зонах, приводящего к невозможности разместить все необходимое оборудование в этих зонах;
· быстротечности процессов управления и как следствие этого — дефицита времени у экипажа на выполнение операций управления и контроля;
· невозможности "остановить" рабочий процесс в случае отказа техники;
работы члена экипажа одновременно обеими руками с разными объектами управления;
· необходимости быстрого включения члена экипажа в контур управления при отказах или отключениях автоматики.
Связь компоновки с безопасностью полета достаточно ясна: она особенно проявляется при дефиците времени, в аварийных ситуациях.
Не говоря уже о роли унификации компоновки в выработке и сохранении стереотипов действий — определенных навыков управления и контроля при переходе экипажа от управления самолетом одного типа к другому, можно указать следующие правила компоновки, выполнение которых непосредственно влияет на безопасность полета:
· рациональная компоновка группы основных пилотажно-навигационных индикаторов должна обеспечивать минимальные углы (маршрут) переноса взгляда пилота на наиболее напряженных этапах полета и единообразное их размещение в группе;
· резервный авиагоризонт на самолетах с двумя пилотами следует размещать в непосредственной близости от основного индикатора или так, чтобы обеспечить возможность контроля его показаний обоим пилотам;
· органы управления следует группировать и размещать с учетом требований мнемоники;
· органы управления, случайное включение или выключение которых может привести к аварийной ситуации, должны иметь фиксаторы, предохранительные устройства, блокировку и т.п.;
· запрещается размещать рядом органы управления, используемые в каждом полете и при аварийной ситуации.
Компоновка эргатической системы хотя и имеет специфические особенности, но так же, как и проектирование ЛА в целом и его систем, обычно состоит из двух стадий.
На первой стадии компоновки проектируемый объект (кабина, рабочее место) рассматривают как элемент (подсистему) системы более высокого ранга (уровня), т.е. акцентируют внимание на связях проектируемого объекта с этой системой.
Необходимость этой стадии при проектировании вытекает из требований системного подхода, в соответствии с которым любой объект (система) разрабатывается и компонуется прежде всего в интересах достижения целей того комплекса, в который он входит как составная часть (подсистема).
На второй стадии компоновки рассматривают внутреннюю структуру проектируемого объекта, выявляют его составные части и связи между ними.
Цели этой стадии компоновки являются подчиненными по отношению к первой и заключаются в нахождении такого местоположения компонуемого объекта (параметра), которое обеспечивало бы его эффективное использование в составе системы более высокого уровня.
Отсюда можно заключить, что все средства, компонуемые на рабочих местах экипажа, следует рассматривать как комплекс, состоящий из двух иерархических систем: системы средств отображения информации и системы органов управления, в которых каждому из объектов в зависимости от его места в общей структуре предписан определенный уровень иерархии, такой, что уровнем ниже располагаются все компонуемые объекты, являющиеся составными частями данного объекта, а уровнем выше — объект, в который компонуемый объект входит как составная часть.
Такой подход можно рассматривать как структурную иерархию построения комплекса систем отображения информации и органов управления (КСОИ-ОУ).
В частности, применительно к структуре системы отображения информации такими иерархическими уровнями являются:
· система отображения информации экипажу ЛА;
· система отображения информации данному члену экипажа;
· подсистема или группа средств отображения информации (индикаторов, сигнализаторов), относящихся к одной функциональной системе, мнемосхема;
· отдельный индикатор (комплексный или комбинированный);
· указатель параметра.
Таким образом, в зависимости от состава экипажа и вида средств структура системы отображения информации ЛА может быть трех-, четырех- или пятиуровневой.
ВИДЫ И ФАКТОРЫ КОМПОНОВКИ.
Применительно к компоновке рабочих мест экипажа изложенный выше общий подход позволяет выделить три вида компоновки, отличающихся между собой масштабами объектов компоновки (площадями и объемами организуемого пространства), а также принципами компоновки:
· компоновка рабочих мест членов экипажа в кабине, в результате которой устанавливают взаимное размещение рабочих мест, а также расположение их относительно направления полета;
· компоновка рабочего места члена экипажа — его приборной доски и пультов кабины (бортовых, потолочных, центрального), представляющая собой процесс размещения средств отображения информации и средств управления на рабочем месте;
· компоновка в пределах одного многофункционального экранного (или комбинированного) индикатора, мнемоиндикатора или пульта (щитка) управления, одной мнемосхемы, сводящаяся к взаимному размещению шкал и указателей отдельных параметров на лицевой части индикатора, расположению сигнальных устройств (светосигнализаторов, бленкеров), органов управления (тумблеров, кнопок, клавиш и т. п.) на пульте управления или на мнемосхеме или, наконец, органов управления на комбинированных рычагах (штурвале).
Таким образом, первый вид компоновки представляет собой размещение членов экипажа в кабине — размещение активной части эргатической системы, а второй и третий виды компоновки связаны с проектированием технических средств.
Если компоновка первого вида является в основном объемной задачей, то при компоновке второго вида в первую очередь приходится решать задачу на плоскости (хотя при компоновке также учитывают длину средств СОИ-ОУ), а компоновка третьего вида, например лицевой части экранного индикатора, представляет собой исключительно плоскую задачу.
Компоновку второго вида (технических устройств) обычно называют "внешней", а компоновку третьего вида (в пределах одного устройства) — "внутренней".
При проектировании эргатических систем экипаж - ЛА - среда приходится иметь дело со всеми указанными видами компоновки, причем учет их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности является условием реализации системного подхода, обеспечивающего рациональную компоновку. Все виды компоновки должны быть увязаны друг с другом, хотя они выполняются разными бригадами в ОКБ или разными ОКБ (например, разработка пультов управления систем).
С другой стороны, рациональная компоновка эргатической системы может быть достигнута лишь при реализации рациональной компоновки каждого вида для всех относящихся к нему элементов.
Разделение компоновки на три вида отражает объективно существующую иерархическую структуру, которая проявляется и в последовательности выполнения компоновки, и в связях, существующих между отдельными ее видами.
Характерной особенностью всех видов компоновки является не только единый системный подход, но и единый исходный, принцип компоновки: общий эргономический принцип максимального снижения трудоемкости процессов контроля и управления.
Общими факторами, влияющими на все виды компоновки, являются:
· геометрические параметры (соответственно кабины экипажа, рабочего места, индикатора или пульта);
· состав (соответственно экипажа, КСОИ-ОУ, индицируемых параметров или органов управления);
· принципы компоновки.
В табл. 1 эти факторы конкретизированы для каждого вида компоновки.