Омыватели лобового и заднего стекла легковых автомобилей.
Устройство для очистки ветровых стекол состоит из двух пневматических однощеточных стеклоочистителей (рис. 9.2), двух кранов управления и трубопроводов. Левый край управляет работой стеклоочистителя и устройством для обмыва ветровых стекол. Щетки стеклоочистителей приводятся в действие поршневыми пневмодвигателями. Специальные устройства фиксируют щетки в нижнем положении. Угол обмаха щеток 90 ± 5°. Щетки стеклоочистителей работают со скоростью 20—30 или около 50 двойных ходов в минуту. Ручки включения стеклоочистителей располагаются под щитком приборов, справа от рулевой колонки. При поступательном перемещении ручки в кране включается одно из трех фиксированных положений.
Устройство для обмыва ветровых стекол включает в себя диафрагменный насос 3, работающий от сжатого воздуха, полиэтиленовый бачок 2 и трубки с двумя одноструйными жиклерами 4. Устройство приводится в действие краном управления левым стеклоочистителем.
Перед включением стеклоочистителя необходимо нажать на ручку до упора. Затем потянуть ее на себя, установив шток во второе или третье положение. При этом сжатый воздух поступит к золотнику, направляющему воздух поочередно то в одну, то в другую полость пневмодвигателя, поршень которого приводит в движение рычаг со щеткой. Для выключения стеклоочистителя необходимо нажать на ручку крана до упора, при этом щетки устанавливают в нижнем положении. Насос приводится в действие перемещением левой ручки крана управления на себя до упора. В этом положении ручку удерживать не более 1 с, после чего она автоматически возвращается в третье фиксированное положение. При перемещении штока сжатый воздух поступает в диафрагменный насос. Имеющаяся в насосе жидкость выдавливается диафрагмой к жиклерам. После срабатывания насоса диафрагма выпрямляется, в полости под ней создается разрежение, и из бачка поступает новая порция жидкости. Насос постоянно заполнен жидкостью и готов к действию.
Рис. 9.2. Стеклоочистители и устройство для обмыва ветрового стекла: 1 – стеклоочиститель; 2 – бачок; 3 – насос обмыва ветровых стекол; 4 – жиклер. |
Стеклоочиститель ветровых стекол кабины включен в пневматическую систему автомобиля. Он состоит из пневматического двигателя с золотниковым распределением и механизмом укладки щеток по нижней кромке стекла, двух щеток, тяг и рычагов привода щеток. Включается стеклоочиститель поворотом головки крана против часовой стрелки. Кран расположен на панели приборов. Вращая головку крана, можно регулировать скорость движения щеток стеклоочистителя. При повороте головки крана против часовой стрелки интенсивность работы щеток увеличивается. При повороте головки крана по часовой стрелке до упора стеклоочиститель выключается.
По окончании работы щетки должны укладываться по нижней кромке стекла. Если механизм укладки щеток не сработал, кран вторично включается и выключается водителем.
Омыватель ветровых стекол состоит из насоса, бачка с жидкостью объемом 1,5 л, шлангов, двух распылителей. Насос диафрагменного типа установлен с левой стороны кабины на полу. Бачок расположен на левой боковине капота. Вода из бачка насосом подается по шлангам к распылителям и омывает ветровые стекла при нажатии на педаль. Стекла промываются с одновременным включением стеклоочистителей. Направление струи регулируется положением жиклера распылителя. При отрицательных температурах в бачок заливается незамерзающая жидкость.