Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Шпаргалки к экзамену по гигиене. Часть 5 - Влияние псохоэмоциональных факторов и стрессовых нагрузок на здоровье. Сон,его продолжительность, условия для полноценного сна.

Cмотрите так же...
Шпаргалки к экзамену по гигиене. Часть 5
Общая характеристика действия промышленных ядов на организм
Физико-химические свойства влияющие на поступление вещества в организм.
Гигиена труда в сельском хозяйстве
Характеристика сельскохозяйственного травматизма
Профессиональные вредности, профессиональные заболевания и отравления.
Понятие о профессиональных заболеваниях.
Средства индивидуальной защиты
Гигиена труда в радиологических отделениях больниц и лабораторий.
Принципы защиты от внешнего ионизирующего излучения и инкорпорирования радиоактивных веществ.Дозиметрический контроль.
Гигиена труда в физиотерапевтических кабинетах. Воздействия токов УВЧ и СВЧ. Источники ультрафиолетового излучения,их воздействие на организм. Организация защиты персонала.
Инструкция по технике безопасности и охране труда для физиотерапевтического отделения (кабинета)
Гигиена труда медицинских работников.
Режимы труда и отдыха. Гиподинамия,ее последствия,профилактика. Физкультура и люительский спорт. Активный и пассивный отдых.
Влияние псохоэмоциональных факторов и стрессовых нагрузок на здоровье. Сон,его продолжительность, условия для полноценного сна.
Производственный травматизм.
Врач на промышленном предприятии,основные направления его работы.
Основные задачи гигиены лечебно-профилактических учреждений.
Системы застройки больниц.Экономические и эколого-гигиенические достоинства и недостатки каждого из типов строительства больниц.
Эколого-гигиенические требования к размещению больниц и планировке участка больницы.Зонирование больничного участка.плотность застройки больничного участка.
Микроклимат. Показатели естественной и искусственной освещенности, типы инсоляционного режима, источники загрязнения воздуха больничных помещений
Система гигиенических мероприятий по созданию охранительного режима и благоприятных условий пребывания больных ЛПУ.
Палатная секция, гигиенические требования к ее размещению и планировке.
All Pages

 

Влияние псохоэмоциональных факторов и стрессовых нагрузок на здоровье.

Сон,его продолжительность, условия для полноценного сна.

 

Стресс - не что-то происходящее с человеком, а то как человек реагирует на происходящее.Существует  три стадии развития стресса:

 

1. Реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма.

 

2. Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает следующая стадия.

 

3. Стадия истощения. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредностям, увеличивается опасность заболеваний.

 

Различают эустресс и дистресс (англ. distress – истощение, несчастье). эустресс-положительный фактор, связанный с положительными переживаниями, как источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах, связанных с отрицательными переживаниями, при таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, обидной несправедливости требуемых усилий.Любое требование извне или раздражитель, получил название стрессор.

 Прежде всего, следует различать два основных класса стрессовых реакций:

 

1. Физиологические стрессы, они же соматические, физические или средовые и вызываются колебаниями параметров внешней среды (температуры, влажности, гравитации и т.д.), а также нарушениями физиологических функций организма, его органов и систем. Среди этого класса стрессов следует различать:

 - механические - повреждения целостности кожных покровов и органов (раны, травмы, операции, шок);

 - физические - вызванные перегреванием, переохлаждением, отморожением, ожогом, действием УФЛ и ионизирующей радиации, шумов, невесомости и ускорений, голодом, жаждой, мышечными нагрузками и их отсутствием (гипокинезия, иммобилизация);

 - химические - отравления, действия ядохимикатов, токсических отходов промышленности, загрязнения воды, воздуха, почвы, недостаток и избыток кислорода;

 - биологические - атака болезнетворных бактерий, вирусов, грибов, токсинов.

 

2. Психоэмоциональные стрессы – отраженная реакция организма, в основе которой лежит первопричинная психо-эмоциональная реакция субъекта на действие стрессоров, которая характеризуется комплексом неспецифических вегетативных и гормональных проявлений.

 

Психо-эмоциональные стрессы можно подразделить на: эмоционально положительные и эмоционально отрицательные

 К психо-эмоциональным стрессам относится и информационный стресс, возникающий при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

 

Кратковременные и долгосрочные или острые и хронические. Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье.

 Хронический стресс имеет более тяжелые последствия.

 Для острого стресса характерна быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок.

 

Все признаки стресса можно разделить по сферам их проявления:

 - психофизиологической;

 - эмоциональной;

 - поведенческой.

 

Психофизиологические симптомы

 

- мигрень или головные боли, обмороки;

 - бессонница, беспокойный сон или кошмары, чрезмерная потливость;

 - сухость во рту или ноющая зубная боль;

 - мышечное напряжение в шее, плечах или спине;

 - сжатые кулаки или челюсти;

 - неопределенные боли во всех частях тела;

 - высокое кровяное давление,

 - слишком частые приступы астмы, проявления аллергии;

 - рвота, запор или диарея, тошнота, расстройство желудка;

 - изменение пристрастий в пище или открытие язвы;

 - быстрое увеличение или снижение массы тела;

 - снижение полового влечения;

 - усталость и «измученность», истощенность;

 - субъективное ощущение «ослабления памяти»;

 - потеря концентрации, легкая отвлекаемость, ошибочные действия;

 - нечеткое видение предметов, «тоннельное» зрение;

 - потеря инициативы, нарушение суждений;

 - постоянные негативные мысли, принятие поспешных решений;

 - импульсивность мышления.

 

Эмоциональные симптомы

 - нерешительность, раздражительность;

 - беспокойство, паника и необъяснимый страх, подозрительность;

 - невозможность сосредоточиться, суетливость;

 - отсутствие уверенности в себе и неспособность принять решение;

 - мрачное настроение, вплоть до депрессии;

 - истощенность, отсутствие энтузиазма, ощущение бесцельности;

 - циничный, неуместный юмор;

 - снижение удовлетворенности жизнью, снижение самооценки;

 - неудовлетворенность работой.

 

Поведенческие симптомы

 - чувство отчужденности, беспокойство или апатия;

 - потеря аппетита или переедание;

 - утрата интереса к противоположному полу;

 - нарушение речи, дрожание голоса;

 - потеря интереса к своему внешнему виду;

 - рост семейных проблем;

 - нерациональное распределение времени, постоянная спешка «никуда»;

 - избегание поддерживающих отношений;

 - анти-социальное поведение (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).

 

Снижая уровень стресса, мы уменьшаем риск возникновения многих заболеваний, в том числе сердечно – сосудистых, нервной системы, развития злокачественных новообразований и многих других.Гормоны стресса сужают кровеносные сосуды, препятствуют выработке эндорфинов (естественные болеутоляющие средства) и снижают иммунитет.

 

Сон.Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П.Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5 ч. до сна.

Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном.В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.