Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Ответы к экзамену по социальной психологии - Характеристика методов социальной психологии

Cмотрите так же...
Ответы к экзамену по социальной психологии
Предмет и проблематика социальной психологии
Дискуссия о предмете социальной психологии
Современные представления о предмете социальной психологии
Задачи социальной психологии и проблемы общества
История развития социально – психологических знаний
Вклад ведущих психологических школ в разработку проблем социальной психологии
Предпосылки возникновения социальной психологии
Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания
Первые исторические формы социально-психологического знания
Развитие предпосылок социально-психологического знания в системе марксизма
Экспериментальный период развития социальной психологии
Основные этапы развития отечественной социальной психологии
Характеристика методов социальной психологии
Этические проблемы в социальной психологии
Опросные методы и особенности их применения
Тесты в социально – психологических исследованиях
Транзактный анализ межличностных отношений
Проблема общения в социальной психологии
Место и природа межличностных отношений
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Единство общения и деятельности
Социально – психологические процессы и явления,
Общение как информационный процесс
Психологические механизмы взаимовлияния людей
Особенности психологической перцепции
Психологические механизмы взаимопонимания
Аттракция: психологическая сущность
Научное понимание общественной (групповой) психики
Малая социальная группа как объект социальной психологии
Анализ подходов к классификации социально – психологических процессов
Социально – психологические теории коллектива
Психологическая теория коллектива
Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива
Методологическое значение социально-психологической теории коллектива
Психологические условия сплочения коллектива
Динамические социально – психологические процессы
Психологический анализ причин межличностных конфликтов
Динамика конфликта
Методы разрешения социальных конфликтов
Характеристика конфликта как социального – психологического феномена
Социальная и психологическая установка личности
Личность как предмет социальной психологии
Специфика социально-психологической проблематики личности
Понятие социализации
Социально – психологическая адаптация (дезадаптация) личности
Социально – психологическая роль личности
Социально – психологические проблемы педагогической деятельности
All Pages

 

Общая характеристика методов социальной психологии. Методика и программа социально – психологических исследований

Понятие методологии и метода научного исследования

В современной науке термин методология («путь познания») обозначает три разных уровня научного знания.

1. Общая методология – это совокупность общих принципов, способов построения знания. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии выступают различные философские системы, переломленные затем через специфику каждой науки.

2. Частная методология – система частных принципов, постулатов, посылок, применяемых в конкретной области знания. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной социальной психологии. В самом широком смысле философский принцип деятельно означает признание деятельности сущностью способа бытия человека. В психологии данный принцип рассматривается как специфический вид активности человека, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек-субъект определенным образом воздействует на объект, овладевая им. В процессе деятельности человек реализует свой интерес, преобразуя предметный мир, удовлетворяя свои потребности. В этом же процессе рождаются новые потребности, и таким образом, деятельность предстает как процесс, в ходе которого происходит развитие личности.

В социальной психологии этот принцип раскрывается как понимание совместной социальной деятельности людей, в ходе которой возникают особые связи. В качестве субъекта деятельности понимается не только индивид, но и группа. Применение этого принципа позволяет изучать атрибуты коллективного субъекта деятельности (потребности, мотивы, цели группы и т.д.), в качестве итого следует недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне социального контекста. Принцип деятельности превращается, таким образом, в своего рода норматив соц-психологического исследования. А это и есть функции специальной методологии.

3. Методологические приемы – это множество методик исследования, терапии и т.п. Эти приемы могут подразделяться на метод (стратегию исследования) и методику (способы фиксации эмпирических данных, или техники). Методы нельзя рассматривать изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методологический прием – анкета, тест – всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Вместе с тем такая зависимость не абсолютна. Методики могут применяться в одинаковой форме в рамках различных методологий.

Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Весь набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Методы исследования, в свою очередь, делятся на методы сбора информации и методы ее обработки.

Метод научного исследования – система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.

Методы сбора информации: наблюдение, изучение документов, опросы (анкета, интервью, устный опрос, письменный, свободный, открытый, закрытый), различного рода тесты, эксперимент (лабораторный и естественный).

Методы обработки информации и интерпретации данных: чаще всего используют статистические методы Я (нахождение средних значений, отклонение от среднего показателя и т.п.). Методы обработки дают числа, а интерпретации позволяют перевести их в психологические понятия и суждения. Для этой цели используются тесты и экспертные оценки.

Методы воздействия относятся те способы, посредством которых оказывается воздействие на психологию и социальное поведение отдельных людей или групп. К методам воздействия относятся: личный пример, убеждение, внушение, наказание (санкции), тренинг, предоставление информации, просмотр случая (разбор поступка, кино).

 

Основные требования к научному исследованию в социальной психологии. Этические проблемы социальной психологии

Первая проблема, которая встает здесь, – это проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо данные об открытом поведении индивидов в группах, либо данные, характеризующие какие-то характеристики сознания этих индивидов, либо психологические характеристики самой группы. По вопросу о том, «допускать» ли в исследование данные этих двух видов, в социальной психологии идет ожесточенная дискуссия: в различных теоретических ориентациях этот вопрос решается по-разному.

Вторая черта научного исследования – это интеграция данных в принципы, построение гипотез и теорий. И эта черта весьма специфично раскрывается в социальной психологии. Как и в других гуманитарных науках, теории в социальной психологии не носят дедуктивного характера, т.е. не представляют собой такой хорошо организованной связи между положениями, чтобы можно было из одного вывести любое другое. В социально-психологических теориях отсутствует строгость такого порядка, как, например, в теориях математики или логики. В таких условиях особенно важное место в исследовании начинает занимать гипотеза. Гипотеза «представляет» в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важнейшее звено социально-психологического исследования – формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований – отсутствие в них гипотез или неграмотное их построение.

Третья черта научного исследования – обязательная проверяемость гипотез и построение на этой базе обоснованных предсказаний. Проверка гипотез, естественно, необходимый элемент научного исследования: без этого элемента, строго говоря, исследование вообще лишается смысла. И вместе с тем в деле проверки гипотез социальная психология испытывает целый ряд трудностей, связанных с ее двойственным статусом. Обладая чертами и гуманитарной дисциплины, социальная психология попадает в затруднения, связанные с этой ее характеристикой.

Таким образом, все три сформулированных выше требования к научному исследованию оказываются применимыми в социальной психологии с известными оговорками, что умножает методологические трудности.