Научное понимание общественной (групповой) психики и её отдельных феноменов
Феномен толпы. Взаимодействие людей в толпе порождает два социально-психологических феномена. Первый и главный из них – повышенная внушаемость. Человек толпы верит всему, критичность его мышления резко падает, сопротивление общей экзальтированной убежденности сведено к нулю. Для того, чтобы поверить в самый нелепый заговор, не нужны никакие доказательства. Чем проще и нелепее выдумка, тем больше у нее шансов на успех. Принимаются на веру самые неправдоподобные измышления, потому что "все так думают". Логика и здравый смысл, предвидение последствий, иногда весьма плачевных, совесть, стыд и страх оказываются практически полностью подавленными. Поведение человека в толпе подчиняется конформистскому принципу "быть как все". Он теряет своеобразие, лишается собственного мнения и становится подобным эху, т.е. способен откликаться только на то, что слышит. Второй феномен – потребность в простых решениях, которые находятся в диапазоне между "да здравствует!" и "долой!" Толпа стремится отыскать не причины тех или иных явлений и не конкретные пути решения волнующих ее проблем, толпа ищет – и быстро находит – виноватого. И не нужно прилагать больших усилий, чтобы "зарядить" толпу эмоциями гнева. Достаточно представить ее поборником справедливости, объяснив, что лишь ей, толпе, доступно абсолютное знание о том, кто прав, а кто виноват, и что нужно сделать, чтобы всё чудеснейшим образом устроилось. При определенных условиях, когда "объем" толпы достигает некоего критического уровня, возникает массовая истерия. Массовая истерия — явление в психологии толпы, когда согласно русскому психологу, академику Бехтереву, толпа ведет себя глупее, чем индивидуал, и перестает быть совокупностью разумных существ.
Феномен терроризма. В центре внимания при социально-психологическом подходе к анализу причин терроризма, суицидального в том числе, оказываются такие феномены, как процессы групповой динамики, стереотипизации, социального сравнения, групповой идентичности, этноцентризма, групповой идеологии и культурные факторы. Изолированность группы и постоянная угроза преследований усиливают сплоченность, групповое давление, конформность, влияние лидера на остальных членов группы, а также способствуют развитию феноменов «группового мышления»: групповой поляризации, размывания ответственности, недооценки последствий, сдвига к риску, туннельного видения. Наконец, необходимость конспирации делает непроницаемыми границы группы изнутри: тот, кто покидает группу, угрожает безопасности остальных ее членов. Эти внутригрупповые факторы ослабляют социальное влияние, оказываемое на членов террористических групп со стороны их близких родственников и значимых других (например, друзей, старейшин и религиозных авторитетов). Этот фактор усиливается практически полной изоляцией смертника от внешних социальных контактов непосредственно перед совершением теракта. Основные усилия в этой ситуации должны быть направлены не столько на выявление потенциальных террористов-смертников, сколько на масштабные социальные программы, изменяющие отношение к терроризму в посттоталитарных и поствоенных обществах. Низкостатусные политические группы должны получить доступ к открытому обсуждению наиболее острых социальных проблем, в том числе проблем культурных различий и ксенофобии, последствий войны и безработицы. Вкладом психологов в долгосрочные программы противодействия терроризму может быть организация совместных культурных программ в рамках «дипломатии второго пути», расширение программ международного академического обмена, развитие ценностей культуры мира в школах и повышение кросскультурной компетентности молодежи.
Феномен власти. Власть - одно из фундаментальных начал общества, всех его структурных уровней. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, организациях и учреждениях, во всем государстве и международных коалициях. Власть представляет собой явление многомерное. Феномен власти и неравенство ее распределения между людьми, социальными группами и государственными институтами с давних времен порождали столько объяснений, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо другое явление. Феномены власти чрезвычайно сложны, основываются они на повсеместно встречающейся ситуации социального конфликта, возникающего из-за несовместимости целей различных людей или средств их достижения. Понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно связывается с представлениями о принуждении, угнетении, насилии или несправедливом господстве. Однако в не меньшей степени к этому понятию относятся позитивно или, по крайней мере, нейтрально оцениваемые явления, такие, как законное руководство, авторитет, признанное лидерство, влияние, воспитание, примирение интересов, групповая солидарность.
Феномен политики. Политика - специфический вид деятельности социальных субъектов, связанный с борьбой за власть, распределением ценностей, управлением государственными и общественными делами. В политике, как сфере жизнедеятельности людей, оказываются отличия интересов разных групп, которые, с одной стороны - сталкиваются, а с другой - соединяются. Политика является продуктом сознательной произвольной, а временами - своевольной деятельности людей, движущей силой которого является определенный интерес. Однако в целом политика выражает интегрированный общественный интерес. Целью политики является обеспечение господства одних общественных групп над другими, одних интересов - над другими, или согласования социальных интересов. Средствами политики является право, сила, мораль. Назначение политики в том, чтобы на основе общих интересов объединять все слои общества и направлять их на решение важных общественно-государственных заданий.