Аттракция: психологическая сущность, приемы, правила
Общение - межличностный и межгрупповой процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми с целью обмени инфо, мыслями, оценками, чувствами, эмоциями, установками, порождаемые пот-ми совместной д-ти. Общение пронизывает всю ч-ую жизнь. Общение - средство реализации межличностных взаимоотношений. Впервые в онтогенезе потребность в общении возникает в 2 месяца (комплекс оживлений). В процессе общения, обмена информацией, эмоциями, возможно понимание людьми друг друга. Понимание людьми др др зависит от использования 3х механизмов: а) эмпатия; б) идентификация; в) рефлексия. В соц психологии термин рефлексия шире. Рефлексия - осознание того, как ч-к воспринимается партнером по общению. В процессе восприятия др людей имеет место феномен каузальной атрибуции - приписывание другим людям определенных причин их поступков и поведения (объяснение для себя причин их поступков). Соц. психологи выяснили, что приписывание этих причин является не всегда объективным. На основе соц перцепции в процессе общения складывается межличностная аттракция, если общение более длительное. Аттракция - процесс формирования привлекательности какого-либо ч-ка и результат этого процесс проявляется в феноменах симпатии, дружбы и любви.
Аттракция – механизм социальной перцепции, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личностей.
Л. Я. Гозман рассматривает ее в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом аттаракции является возникновение социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. В процессе эмпирических исследований выявлялись факторы, которые способствовали возникновению положительных отношений между людьми (сходство характеристик субъекта и объекта восприятия, взаимоподдержка, частота встреч и т. п.).
Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью субъектов. Причинами таких привязанностей могут являться общие интересы, взгляды, ценностные ориентации, привлекательные внешний облик и черты характера, способы поведения. Существует мнение, что, чем больше нам нравится человек, тем лучше мы понимаем его поступки (за исключением патологических привязанностей).
Аттракция возникает и в деловых отношениях. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек – человек» требует развития данного механизма перцепции, поэтому людям, работающим в сфере межличностных коммуникаций, важно внешне уметь выражать доброжелательность, даже если они таковую не испытывают.
При этом необходимо помнить, что чрезмерное, искусственное выражение радости не формирует аттракцию, а лишь разрушает доверие людей. Иногда внешне выраженная симпатия способна реально изменить отношение к человеку на позитивное.
Выявлены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Каждый из этих уровней имеет этапы развития. Наиболее исследована с этих позиций симпатия (социометрия Дж. Морено). Активно изучается любовь. Существует две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая (зависимость от любимого человека) и оптимистическая (любовь снимает чувство тревоги, способствует самоактуализации личности). Оптимистическая теория разработана в рамках гуманистической психологии.
В настоящее время нельзя говорить о существовании разработанной в полном объеме теории аттракции. В отечественной социальной психологии это направление развивается слабо.